Для каждого из нас еда — это и источник энергии, и поиск нового, и возвращение к традиционному, а также возможность разделить трапезу с собеседниками, близкими и друзьями. Безусловно, трапезы в праздник отличаются от принятия пищи в будни, а трапезы во славу Всевышнего — от просто перекуса без какой-либо мысли. В еврейской традиции любая трапеза имеет благословение до и после принятия пищи, причем после принятия пищи намного больше слов и благословений, чем до. Но есть особенная трапеза в Шаббат, и даже не одна.
Планируя вместе с коллегами особую, третью, трапезу в Шаббат на конференции Всемирного союза прогрессивного иудаизма в Одессе, мы думали не только об ингредиентах, но и о том, о чем участники могут поговорить, чему новому поучиться, с какой мудростью, полученной во время дня отдыха и дополнительной трапезы, они вернутся в свои общины. В наши дни на встречах, конференциях и семинарах прием пищи играет важную образовательную роль. Но здесь речь идет и о традиционных ценностях.
Для еврейского народа важно обозначить субботний день через ряд факторов, в том числе и через трапезы. В древности люди ели до и после работы, то есть в обычные дни принимали две трапезы. А вот в Шаббат предполагалось вкусить три, что давало возможность сделать праздник и день субботний сытнее, а также внести свою философию. Согласно мнению Талмуда (трактат 118) каждая трапеза пусть и не гарантировала, но давала определенную надежду на спасение от темных времен перед приходом Мессии, геенны огненной и ужасной войны Гога и Магога. То есть не только за счет почитания Шаббата, но и за счет принятия трех трапез можно было надеяться на то, что лихие времена пусть и не минуют тебя, зато дадут духовные силы.
И тут уже нельзя было не дать на цдаку, на благотворительность, чтобы бедный человек не остался голодным, особенно в день святой субботы в Шаббат.
Однако интересно, что среди размышлений о сборе средств на это в данном листе Талмуда и комментариев есть выражение: «Пусть мой удел будет среди собирающих на цдаку, и не среди распределяющих». Сложно собрать средства, но еще сложнее целевое распределение, использование и отчет, а благие намерения не отменяют ответственности. Рабби Акива на этой же странице пишет, что лучше вкусить на Шаббат две трапезы, но не просить от тех, кто дает на благотворительность. И это утверждает ученый и богослов II века нашей эры, у которого были тысячи учеников и которому удавалось находить средства не только на их стипендии, но и на развитие учебного заведения.
Важно понять, что твоя благословенная трапеза — это не только трапеза из страха перед какими-либо надвигающимися крупными неприятностями, которые лучше «залечить едой и питием». Это еще и возможность сказать «спасибо» Богу и людям, благодаря которым ты насыщаешься и благословляешь за то, что у тебя было, есть и будет. И речь идет не только об имидже спонсора, который может засомневаться в духовно-идеологической составляющей распределения средств, а скорее, о нас самих, способных увидеть и будни, и праздники в этом мире, и значение простых вещей, и красоту блюд на столе. Пусть же наши праздничные трапезы будут полны благословений, наши беседы — мудрости, а наши поиски средств — смысла, веры и надежды.
Главный раввин РООПИ в Беларуси Григорий АБРАМОВИЧ, «Народная газета» (sb.by)
Похожие статьи
Оставить комментарий