Праздник Шавуот, согласно мнению раввина из Лондона Елены Ротман, подобен Золушке, ее сказочному преображению из служанки в принцессу. Шавуот – это праздник Дарования Торы, празднование которого можно сравнить с появлением Золушки во дворце на балу.
В каждой из общин праздник воспринимается по-своему. Где-то Шавуот — это день принятия Торы еврейским народом. Для некоторых важно упоминание о первых плодах Израиля, приносимых когда-то в Иерусалимский Храм. Для других — важнее всего чтение во время службы десяти заповедей и Свитка Рут. Впрочем, все вышеперечисленное может происходить одновременно в любой общине.
В любом случае, во время праздника еврейская семья (или община) садится за стол. И все обращают внимание на то, что одна из трапез состоит только из молочных блюд. Почему? Упоминание молочной трапезы в Шавуот мы находим у рава Моше Иссерлеса, писавшего о ней в XVI веке в комментариях к книге «Шульхан Арух» (раздел «Орах хаим», 494:3). Три века спустя соотечественник из Беларуси рав Исраэль Меир а-Коен Пупко утверждал, что с получением Торы евреи приняли на себя обязательства соблюдать законы шхиты, т.е. кошерного убоя и приготовления мяса. Поэтому одна из трапез на праздник Шавуот состоит из молочных блюд.
Впрочем, и рав Иссерлес, и рав а-Коен, более известен как Хафец Хаим, ссылаются на мнение тех, кто был послан Моше для осмотра земли Израиля (книга «Бемидбар», глава 13): «…они ответили, что она плодородная, а также «истекает молоком и медом». Но это уже другая история.
Числовое значение слова «халав» (на иврите — молоко) — сорок. Столько же дней провел Моисей на горе Синай, принимая от Всевышнего Тору. Моисею в течение этих сорока дней были нужны не столько еда и питье, сколько мудрость и наставления Всевышнего. Запрет Торы «Не вари козленка в молоке матери его» мы должны воспринимать не только как инструкцию по разделению мясного и молочного во время приготовления и употребления блюд. Тора указывает и на то, что молоко матери козленка, и не только козленка, создано для того, чтобы давать жизнь, и оно не должно применяться для чего-то другого. Раввины говорили о разделении не только молочного и мясного в приготовлении и трапезах, но и на различии понятий «молоко» – дающее жизнь, и «мясо», приготовление которого связано с убийством животного.
Неизвестно, когда возникла традиция вкушать молочную пищу на праздник Шавуот. Скорее всего, это произошло в средневековье и окончательно утвердилось только к XVIII-XIX векам. Известно только, что в средние века в еврейских общинах Германии появляется обычай вкушать в Шавуот в одну из трапез не только молочную пищу, но и печь особую халу в виде лестницы. А к XVIII веку в общинах Курдистана закрепляется обычай вкушать рисовую кашу с молоком, в общинах Марокко — молочный суп с мацой. Впрочем, есть и те, кто проводит параллель между блюдами, вкушаемыми в Шавуот, и холодником со сметаной, появившемуся тогда же в Восточной Европе.
В наше время разнообразие блюд, вкушаемых на праздник, увеличилось. Это и творожный торт, и сырники и даже мороженое — излюбленное лакомство не только сотрудников Центра прогрессивного иудаизма «Бейт Симха», но и у многих лидеров Движения прогрессивного иудаизма, в еврейских организациях и общинах.
И немного о мороженом и евреях. Всемирно известный бренд мороженого «Häagen-Dazs» был создан в начале 60-х годов в США супружеской парой еврейских иммигрантов из Польши Реубен и Розой Маттус. Они дали своему мороженому датское название, не только потому, что Дания имеет репутацию производителя качественных молочных продуктов, но и потому, что эта страна была одной из немногих стран, которая спасала своих евреев во время войны.
В этом году Шавуот начинается вечером 28 мая и длится два дня. Это праздник, в котором много вкусов, историй, значений и уроков. Будете ли вы праздновать его с мороженым или с творожным пирогом, будете ли вы читать Свиток Рут, или размышлять над Дарованием Торы, желаю, чтобы этот праздник стал для вас радостным, важным, интересным и полезным, как бал для Золушки!
Главный раввин РООПИ в Республики Беларусь Григорий АБРАМОВИЧ
Похожие статьи
Оставить комментарий