Песах в этом году начнется 30 марта с заходом солнца. Празднуется он 8 дней. Традиционно в общинах и семьях проводится вечерняя трапеза, которая сопровождается рассказом о выходе еврейского народа из египетского рабства (на иврите Седер). Исход, которому уже минуло более трех тысяч лет, есть основа праздника свободы и весны. Однако, формирование самого Седера, как и создания Аггады (легендами об этом еврейском празднике), проходило в течение веков и не без разных мнений.
В Талмуде (трактат Псахим 116) мы читаем, что мудрецы Рав и Шмуэль по-разному трактовали мнения о том, с чего начинается рассказ об Исходе — Пасхальной Аггады или основой для ежегодной трапезы и урока. Мудрец Шмуэль утверждал, что мы должны начинать рассказ со слов: «Рабами были мы у Фараона в Египте, но вывел нас оттуда Всевышний». Мудрец Рав утверждал, что начинать рассказ нужно со слов: «Сначала идолам поклонялись отцы наши, но приблизил нас Всевышний для служения Ему». Иными словами, один делал акцент на важности избавления от физического рабства, а другой — от духовного. Один говорил о времени, относящемуся к Моше (Моисею), а другой предлагал следовать путем от праотца Авраама.
Даже сегодня, говоря о предполагаемой дате Исхода, археологи расходятся во мнениях. Одни считают, что это событие могло произойти в 2100 году, другие — до 1050 года до нашей эры. И хоть не все версии заслуживают доверия и поддержки, они оставляют много вопросов для потомков.
И все-таки, возвращаясь к вопросу: что должно фигурировать в рассказе об Исходе — физическое или духовное рабство, мудрецы, составлявшие пасхальную Аггаду после Рава и Шмуэля, пришли к мнению, что оба этих понятия важны. Поэтому целиком оставили оба рассказа об Исходе.
Замечу, что текст Пасхальной Аггады формировался аж до ХV века. По мнению испанского талмудиста ХIII-ХIV веков рава Йом-Тов бен Авраама, и Шмуэль, и Рав говорили и о физическом, и о духовном рабстве. Спор был скорее о том, что в тексте будет первым, а что вторым. Впрочем, и это было решено.
Мы рассказываем историю об Исходе не только друг для друга, но и своим детям. Для них важен ответ, говорящий об избавлении от физического рабства во времена Моше. Но дети растут, и их нравственный поиск требует иных ответов, включая и тот, который говорит о духовном рабстве. Это — то рабство, которое сложнее осмыслить, и от которого не просто избавиться. И Авраам, и Моше, также, как и Сара и Мирьям, прошли непростой путь к свободе для своего народа, для служения Всевышнему. Об этом подтверждают бесценные уроки Торы.
Праздник весны, как называет Песах Тора, не наступит если мы не почувствуем весну в своем сердце. Поэтому хочется всем пожелать не просто кошерного и счастливого Песаха, а праздника свободы и весны. Пусть наша духовная свобода даст нам новые силы, и пусть весна в сердце каждого позволяет насладиться красотой и радостью праздника, чудесами этого мира!
!חג פסח שמח — Хаг песах самеах! — Счастливой пасхи!
Григорий АБРАМОВИЧ, главный раввин РООПИ в Беларуси
Похожие статьи
Оставить комментарий