
Великий психолог Лев Семенович (Симхович) Выготский родился в Орше 5 (17) ноября 1896 года
Лева был вторым из восьми детей купца Симхи и учительницы Цили (Цецилии). Через год после рождения сына семья перебралась в Гомель, где отец получил должность заместителя управляющего местного отделения Соединенного банка. Образованием детей занимался частный учитель Шолом Ашпиз, известный в городе тем, что прослыл участием в революционной деятельности гомельских социал-демократов. Значительное влияние на будущего психолога в детские годы оказал также его двоюродный брат Давид, впоследствии известный литературный критик и переводчик.
Получив начальное образование дома, Лева поступил в 6-й класс казенной гимназии. Одновременно он продолжал изучать древнееврейский, древнегреческий, латинский и английский с частными учителями, самостоятельно овладел эсперанто. В 1913 году Лев Выготский становится студентом медицинского факультета Московского университета, но вскоре переводится на юридический. В качестве дипломной работы он пишет научное исследование «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира». Его перу также принадлежат статьи, посвященные вопросам еврейской жизни. В них Выготский выражает неприятие антисемитизма в русской литературе, одновременно проявляя негативное отношение к идеям социализма и коммунизма.
После Октябрьской революции Выготский на непродолжительное время переезжает вначале в Самару и Киев, но затем направляется в Гомель, где жили его родители. Там он преподает в различных учебных заведениях. Одновременно Выготский заведует сначала театральным подотделом Гомельского отдела народного образования, а затем художественным отделом при Губнаробразе, заведовал издательским отделом «Гомпечати». Часто его театральные рецензии появляются в газетах «Полесская правда» и «Наш понедельник».
В 1924 году Лев Выготский переезжает в Москву, где прожил последнее десятилетие своей жизни. Здесь он целиком посвящает себя психологии.
Наибольшую известность принесла созданная им психологическая теория «Культурно-историческая концепция развития высших психических функций». Сутью этой концепции является синтез учения о природе и учения о культуре.
Лев Выготский связал психологию с педагогикой. Его новаторские идеи и концепции намного опередили время. Изучая развитие детей, ученый создал или развил несколько направлений в психологической педагогике: педологию и коррекционную педагогику. На основании его идей была создана новая демократическая школа.
Труды Выготского при жизни не были оценены по достоинству, его работы не допускались к публикации в СССР. С начала 1930-х годов началась травля ученого: власти обвиняли его в идеологических извращениях.
11 июня 1934 года после обострения туберкулеза в возрасте 37 лет Лев Семенович Выготский умер.
Александр ЧЕРНУШЕВИЧ, по материалам Интернета