В Белорусском союзе архитекторов прошло вручение наград Минского международного биеннале молодых архитекторов «Леонардо», а также Международной премии имени Лазаря Хидекеля за инновационные и экологические решения в архитектуре.
Уроженец Беларуси Лазарь Хидекель вошел в историю как первый в мире супрематический архитектор-новатор, автор первого архитектурно-экологического манифеста, человек, который в 1920-1930-е годы создавал беспрецедентно опережающие время проекты эко-городов и городов будущего с космическими домами. Хидекель – один из основателей УНОВИСа, художественного объединения «Утвердители нового искусства», созданного учениками и преподавателями Витебского народного художественного училища. Он учился у Марка Шагала и Эль Лисицкого, а в 16 лет возглавлял в училище архитектурные мастерские.
Сын и внук мастер – также архитекторы с мировыми именами. Ради вручения премии они специально прилетели из Нью-Йорка. Символом и призом премии является хрустальный параллелепипед, в который заключена композиция Лазаря Хидекеля «Рассечение «Черного квадрата», рассказал Марк Хидекель:
— Казимир Малевич создал «Черный квадрат» и сказал, что этого достаточно. Но студенты сказали: «Нет, мы пойдем дальше!» – так появилась композиция «Рассечение «Черного квадрата», и Малевичу это очень понравилось.
Учредители награды видят в Беларуси большой культурный потенциал, и намерены сделать премию ежегодной, также рассматривают варианты различных дополнительных программ и выставок.
— Я очень счастлив сегодня, потому что имя моего отца вернулось на эту прекрасную землю, – признался Марк Хидекель. – И я с удовольствием вручаю премию.
Лауреатами премии имени Лазаря Хидекеля стали польские архитекторы – компания WXCA. Белорусы удостоились дипломов – так, за проект технического центра автомотоспорта в Раубичах награжден молодой архитектор Сергей Быков.
Также были названы победители Минского международного биеннале молодых архитекторов «Леонардо», прошедшего в рамках фестиваля «Архитектурная осень-2019», в котором приняли участие свыше 150 работ из 18 стран. «Леонардо» — площадка общеевропейская, среди обладателей вторых премий были авторы из Беларуси, Литвы, Польши, Италии, Португалии и других стран.
Большое Гран-при – главную награду «Леонардо» — получил испанец Карлос Куэнда Рохас из города Гранады, с социально значимым проектом публичной библиотеки:
— Я рад, что мой проект библиотеки нашел признание здесь, в Беларуси. Это очень ценная для меня работа, проект уже реализован в Гранаде, и строили библиотеку люди, которые не имеют крыши над головой – так им дали возможность заработка.
Ирина ОВСЕПЬЯН, фото Алексея Матюша «СБ-Беларусь сегодня» (sb.by)
P.S. Небольшая информация о Лазаре Хидекеле, которая не вошла в репортаж (ссылка на сайт ru.wikipedia.org):
Архитектор и педагог Лазарь Маркович Хидекель родился 16 (29) декабря 1904 года в еврейской семье в Витебске. Его отец, Мордух Аронович (1867—1932), также был архитектором.
В 1929 году Хидекель окончил Институт гражданских инженеров в Ленинграде (ЛИСИ). С 1934 года — руководитель мастерской Ленпроекта. В годы Великой Отечественной войны — главный архитектор института «Механобр». Преподаватель, профессор Ленинградского инженерно-строительного института, декан архитектурного факультета.
Скончался Лазарь Хидекель 22 ноября 1986 года в Ленинграде.
Лазарь Хидекель называл себя «художником-архитектором», позже добавив прозвище «фантаст» как ссылку на одну из центральных особенностей своего искусства и архитектуры: «видение Супрематических структур, плавающих в пространстве», которое впервые проявилось как космические станции землян в его работах Витебского периода УНОВИСа в 1920—1921 годах и позже — в футуристических городах, которые он задумал в середине 1920-х годов.
Дарование Хидекеля как архитектора было признано на раннем этапе, начиная с его широко известного клуба рабочих 1926 года, который вошел в историю как первое в мире супрематическое архитектурное сооружение. По сути, начав с работы с Элем Лисицким над переходом от планарного супрематизма к трехмерному, Хидекель стал не просто первым, а действительно единственным супрематическим архитектором. По его мнению, авангардная архитектура происходила из этой современной изобразительной системы.
Постройки Хидекеля и сейчас украшают Санкт-Петербург (бывший Ленинград) и его пригород:
— кинотеатр «Москва»;
— здание Юридического института при ЛГУ;
— здание Ленинградского института гражданских инженеров (ЛИСИ);
— здания школ на улицах Мясная, Гороховая, Обводном канале.
«Авив»