* * *
В 1934 году в Москве родился Савелий Викторович Крамаров — советский и американский комедийный киноактер, заслуженный артист РСФСР.
Отец Савелия был видный столичный адвокат, которого арестовали органы НКВД в 1938 году. Полностью отбыв срок заключения в Усвитлаге, он был освобожден в 1946 году. Жил в городе Бийске. В 1950 году он был снова арестован и сослан на поселение в Красноярский край, где вскоре и погиб.
В том же году умерла и мать Савелия. Заботу о мальчике взял на себя брат отца.
Окончив Лесотехнический институт, Крамаров некоторое время работал по специальности. Но работу решил бросить и всерьез посвятить себя кинематографу: взял несколько своих фотографий и разослал по всем киностудиям страны. И на одно письмо пришел ответ. Так Савелий Крамаров попал на свою первую роль в кино — солдат Петькин в фильме «Им было девятнадцать».
В 1967 году его пригласили на работу в Театр миниатюр. Первая работа в театре — рассказ Василия Шукшина «Ваня, ты как здесь?», который вошел отдельным номером в спектакль «Скрытой камерой». Он много снимался в кино и к началу 70-х годов был одним из самых популярных комедийных актеров.
В 1972 году Савелий поступает в ГИТИС на актерский факультет. Закончив ГИТИС, так и не устроился ни в один из советских театров. Одновременно с обучением в ГИТИСе Савелий серьезно увлекся индийской йогой. Сначала занимался самостоятельно, а потом нашел какой-то кружок, которым заинтересовался КГБ. В этот же период родной дядя Савелия решил уехать в Израиль. И в результате Савелий Крамаров превратился в человека с сомнительными связями. В те годы это означало только одно — конец карьеры. Отношение «высокого» начальства Госкино к нему кардинально изменилось. Актер всерьез начинает задумываться об эмиграции, но выпускать его из страны не хотели — ведь в этом случае все картины, в которых он снялся (более сорока кинолент) были бы «положены на полку».
Из страны Савелия Крамарова не выпускали, но и работать по специальности он не мог. В 1981 году вместе с актером эстрады Александром Левенбуком он написал «Письмо президенту США Рейгану», в котором откровенно жаловался на свою судьбу.
Отъезд Крамарова из СССР произошел в том же году. В Вене его встретил известный импресарио Виктор Шульман. Он организовал гастроли Крамарова в Европе, которые прошли вполне успешно. Потом были гастроли в Америке, Австралии, Израиле, Японии, небольшие роли в фильмах и сериалах, съемки в теле-шоу, рекламе.
По американским понятиям он жил скромно, но как члену актерской гильдии ему всегда хватало на жизнь.
На свою родину Крамаров смог приехать только в 1992 году, в качестве почетного гостя на кинофестиваль «Кинотавр».
К началу 1995 года дела Савелия Крамарова шли неплохо, он наконец-то получил главную роль в новом американском фильме. Но…
Савелий Крамаров скончался 6 июня 1995 года в одной из клиник Сан-Франциско.
* * *
В 1941 году в Нью-Джерси в еврейской семье родился будущий американский рок-музыкант, поэт и композитор Пол Фредерик Саймон.
Пол учился в Колумбийском университете, записывался и выступал в дуэте со своим школьным товарищем Артом Гарфанкелом.
После коммерческого и художественного триумфа альбома Саймона и Гарфанкела музыканты перестали записываться вместе. Отдельные дорожки с этой пластинки свидетельствовали о растущем интересе Саймона к народной музыке других стран: например, знаменитая песня «El Condor Pasa» представляла собой саймоновскую переработку мелодии композитора Даниэля Аломиа Роблеса.
Интерес к латиноамериканским мотивам отразился и на сольном альбоме Саймона. По мнению журнала «Rolling Stone», этот диск – лучшая сольная работа музыканта.
Оказавшись к середине 1970-х в обойме самых популярных исполнителей Америки, Саймон выпустил сборник лучших песен, сыграл у Вуди Аллена в оскароносном фильме «Энни Холл», после чего написал сценарий и песни для кинокартины «One Trick Pony», в которой сам же исполнил главную роль. В 1981 году он выступил вместе с Гарфанкелом перед полумиллионной толпой зрителей в нью-йоркском Центральном парке; за этим последовал совместный мировой тур и выход сольного альбома «Hearts and Bones».
В середине 1980-х Саймон подобно всем крупным авторам-исполнителям в мире североамериканской рок-музыки обратился к музыкальным экспериментам. Свой очередной диск музыкант записал в Йоханнесбурге и Лондоне с группой чернокожих музыкантов. Эта пластинка способствовала возникновению в США интереса к этнической музыке. Она стала самой кассовой за всю сольную карьеру Саймона и принесла ему третью «Грэмми» за лучший альбом. По количеству статуэток в этой престижнейшей номинации с ним могут сравниться только Стиви Уандер и Фрэнк Синатра.
Библиотека Конгресса присудила Полу Саймону первую в истории Гершвиновскую премию за вклад в развитие американского песенного искусства.
* * *
В 1880 году в Одессе в семье еврея-провизора родился будущий поэт и переводчик Саша Черный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг).
В 1889 году мальчик был крещен отцом для поступления в гимназию, куда в предыдущем году его не приняли из-за процентной нормы поступающих в нее евреев. От гнетущей обстановки в семье Саша в 15 лет бежал вслед за старшим братом в Петербург. Учился в гимназии, но был отчислен за неуспеваемость. После многих злоключений попал в Житомир, учился в местной гимназии, но и оттуда был исключен из шестого класса «без права поступления». Потом Саша проходил военную службу как вольноопределяющийся, служил в таможне.
С 1905 года Саша публикуется в известных столичных сатирических журналах. Резкая политическая сатира «Чепуха» (журнал «Зритель»), впервые подписанная псевдонимом «Черный», принесла ему известность, но повлекла запрещение журнала. Первый сборник стихов «Разные мотивы» был также запрещен цензурой, а автор привлечен к суду.
В 1908–1911 гг. Саша Черный — один из ведущих авторов еженедельника «Сатирикон», ставший самым известным сатирическим изданием дореволюционной России. Его меткие, беспощадные сатиры приобрели поистине всероссийскую популярность. Черный объединил стихи, напечатанные в «Сатириконе», в сборник «Сатиры». Он создал оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, под прикрытием которой безжалостно бичевал проявления мещанства в различных сферах жизни.
После разрыва с «Сатириконом» в 1911 году поэт продолжает печататься в различных популярных изданиях. Он много писал для детей, относясь к этому как к важнейшей, а не периферийной сфере своей творческой деятельности. В переводе Саши Черного вышла «Книга песен» Генриха Гейне. Благодаря близости сатирического таланта обоих поэтов за Черным закрепилось прозвище «русский Гейне».
В годы Первой мировой войны Черный служил в госпиталях, а в марте 1917 года был назначен заместителем комиссара Северного фронта.
Большевистский переворот Черный однозначно отверг и уехал в Вильно, затем жил в Каунасе, откуда в 1920 году перебрался в Берлин. В маленькой берлинской пивной он устроил нечто вроде артистического кафе, где собиралась эмигрантская русская художественная интеллигенция. В Берлине вышла третья книга его стихов «Жажда», окрашенная чувством ностальгии по России.
Черный в 1924 году перебрался в Париж, приобрел участок земли на юге Франции и построил дом, куда приезжали русские писатели, художники, музыканты.
Саша Черный скончался от сердечного приступа в 1932 году.
* * *
В 1509 году во Франкфурте (Германия) были публично сожжены еврейские, священные книги.
Акция стала возможна благодаря деятельности монахов-доминиканцев и привлеченного на их сторону еврея-выкреста Пфеферкорна. С его слов, монахи утверждали, что в книгах иудеев содержатся богохульные и безнравственные высказывания.
Участь книг Франкфурта разделили бы еврейские книги всей Германии, если бы в их защиту не выступил Иоан Рейхлин, один из виднейших гуманистов 16 века
* * *
В 1843 году в Нью-Йорке была основана самая старая и одна из наиболее многочисленных еврейских общественных организаций «Бней-брит» (в переводе «Сыны Завета»).

Сертификат членства в «Независимом ордене Бней-Брит» (бланк образца 1876 года)
Эмблема «Бней-Брит» — менора (семисвечник). К 1974 году общее число ее членов составило около пятисот тысяч человек.
В преамбуле к уставу Бней-Брит цели организации сформулированы следующим образом: «Бней-Брит» видит свою цель в объединении лиц еврейской веры для работы, направленной на удовлетворение их важнейших интересов и интересов всего человечества».
Таким образом, программа «Бней-Брит» охватывает сферу, выходящую за пределы специфических еврейских проблем.
* * *
Использованы сайты: kino-teatr.ru, isrageo.com