Ему уже 80. И, казалось бы, что все – жизнь, работа, творчество – остались позади. Но не таков Аркадий Маркович Шустерман. Все им пережитое за долгие годы оживает под его кистью. А это – особенность Мастерства
Строки из биографии
Казалось, что паренька из Житкович, как и его отца Мотла Бунимовича, ожидала участь сапожника: что он будет ежедневно тачать обувь, устанавливать набойки и подбивать каблуки. Но обстоятельства сложились не так.
Когда грянула война, Аркадий, которому в то время не исполнилось даже пяти лет, вместе с мамой Паей Бунимовной и двумя ее детьми, эвакуировался в узбекский Джизак. Здесь же пошел в школу. Мать работала на заводе, а папа сражался на фронте. Вернулись в родные Житковичи только тогда, когда городок освободили.
Вернулся с фронта и отец. Работы для него в Житковичах не было. Всех потенциальных «заказчиков» убила война. Не пожалела и родственников Шустерманов. Потому он перебрался в Пинск. Все-таки — город побольше.
Аркаша продолжил учебу. В Пинске он впервые соприкоснулся с чудесным миром творчества. Занятия в изобразительной студии Дома народного творчества, которой руководил выпускник знаменитой Краковской Академии Художеств Александр Лозицкий, убедили его в выборе будущей профессии.
Правда, было у него еще одно увлечение – фехтование. На какое-то время оно взяло вверх: Аркадий поступил Белорусский Государственный институт физической культуры. Успешно его окончил, стал преподавать физкультуру в сельской школе. Затем какое-то время тренировал команду фехтовальщиков Минского иняза.
Но о творческой профессии Шустерман не забывал. Никогда не оставлял карандаш и палитру.
Живопись на всю жизнь
Переломным этапом в судьбе Аркадия Марковича стал 1965 год, когда он поступил в театрально-художественный институт на отделение интерьера. Наконец-то Шустерман сделал выбор. С той поры он навсегда становится художником.
Много лет Аркадий Маркович проработал в Белторгрекламе, не забывая об этюднике: как выдавалась свободная минута, он спешил в родной Пинск, чтобы творить. Так из-под его кисти появляются «Пейзаж с лодкой» и «Костел в Пинске», «Осенние деревья» и «Деревня Стрешино».
Мастерской художника в последнее время с ранней весны до поздней осени стал небольшой домик на берегу Припяти под Пинском. Здесь тихими вечерами, в дождливые или солнечные дни, рождаются его работы, полные тепла, света и любви… Он не просто творит. Шустерман пытается донести свое мироощущение, поделиться той незримой энергией, которой питают его родные полесские просторы.
А еще Аркадий Шустерман увлекается копированием картин великих художников Гогена и Модильяни. «Я очень люблю этих великих мастеров, — говорит Аркадий Маркович, — понимаю их творчество, которое мне очень близко».
Шустерман часто выставляется в Пинске. Событием для города стали его персональные выставки в Музее Белорусского Полесья и экспозиции, посвященные 500-летию местной еврейской общины и 65-летию трагедии еврейского народа в годы фашистской оккупации. Выставляется художник и за рубежом. Работы Шустермана хранятся в различных музеях, в частных коллекциях в Италии, Франции, Германии, США, Израиле.
Успехов вам, Аркадий Маркович!
Иосиф ЛИБЕРМАН