* * *
Еврейский критик, поэт, драматург, фольклорист, педагог, театральный деятель Иехезкель (Хацкель) Моисеевич Добрушин родился в 1883 году в селе Мутин (Черниговская губерния, Российская империя, сейчас — Сумская область, Украина) в семье состоятельного лесоторговца Моисея Хацкелевича и Фени Залмановны Добрушиных.
Хацкель Добрушин получил традиционное еврейское и светское русское образование у частных учителей. В 1902–1909 годах жил в Париже (Франция), возглавлял местную организацию сионистов-социалистов, учился в Сорбонне (факультет права). Тяжело заболев, вернулся домой. Жил преимущественно в Киеве, с 1920 года — в Москве.
В 1917 году Добрушин вступил в Объединенную еврейскую социалистическую рабочую партию, участвовал вместе с еврейским классиком Давидом Бергельсоном в создании Идише култур-лиге. Эта организация ставила перед собой задачу использования многовековой еврейской культуры для строительства современной идиш-говорящей нации. Был соредактором и участником сборников «Эйгнс», «Ойфганг», соредактором и автором литературно-художественного журнала «Штром» («Поток»).
В 1922 году в Москве вышел 1-й номер журнала. Его обложку сделал Марк Шагал. На последней странице редакторы, в число которых входил Добрушин, выступили с программным заявлением: анонсировалось сотрудничество в журнале «лучших еврейских писателей, поэтов, художников Москвы, Киева, Варшавы, Берлина, Нью-Йорка», призывались к участию все авторы независимо от места проживания. Редакторы осознавали еврейскую культуру как всемирную. В 1924 году независимое еврейское издание «Штром» было закрыто.
Хакцкель Добрушин редактировал журналы «Клинг-кланг» («Перезвон»), «Юнгвалд» («Поросль»), «Пионер», альманах «Советиш». В течение нескольких лет служил сотрудником Еврейского отдела Института белорусской культуры в Минске. Преподавал историю еврейской литературы в Коммунистическом университете национальных меньшинств Запада, на еврейском отделении II Московского университета, в театральном училище Государственного еврейского театра.
По Добрушину, «Шолом-Алейхем продвинул еврейскую драматургию в социальном отношении, создал для нее социальное пространство и перспективу, которыми воспользовались наши послеоктябрьские театры. Но он не создал собственного оригинального театрального метода и того, что называется драматической личностью». Добрушин раскрыл матрицу драматургии Шолом-Алейхема: «главная героиня пьес — как правило, девушка на выданье; конфликт имеет семейный характер в рамках треугольника «отец — мать — дочь». Девушка свободна от большинства религиозных обязанностей, которыми обременены мальчики, она поэтому более открыта новизне — однако при этом находится во власти отца; это и есть основа конфликта. Шолом-Алейхем как писатель отражал «бесформенность неуклюжего и не находящего себе места простого/среднего человека» — а более строгие конструкции романа и драмы вырастают из «социальных групп, которые осознают или чувствуют свое место и цель в жизни». Шолом-Алейхем, по Добрушину, находился в плену «традиции театра для чтения, в плену у себя самого, своего собственного повествовательного стиля: слова персонажей «запутываются в сетях изменившегося образа жизни», создавая смешные коллизии.
Добрушин утверждал, что современное «театральное искусство знает, как обращаться с дистанцией, отделяющей нас от Шолом-Алейхема». Без приближения к современности произведения Шолом-Алейхема заключали в себе, по мысли Добрушина, «шолом-алейхемовщину» — осадок рутинной местечковой еврейской жизни, которая должна была незамедлительно уступить место советской новизне.
С 1942 года Хацкель Добрушин — сотрудник исторической комиссии Еврейского антифашистского комитета и член редакционной коллегии газеты «Эйникайт». В феврале 1949 года он был арестован.
Умер Хацкель Добрушин в заключении в 1953 году в Абезьском лагере (Республика Коми).
* * *
Оперная певица (драматическое сопрано), педагог Ода Абрамовна Слободская (сценический псевдоним Одали Карено) родилась в 1888 году в Вильно. Отец, Абрам Эльяшевич Слободской, занимался поставками военного обмундирования для русской армии, мать — Сара (Сора) Михелевна Слободская (урожденная Тателес) — была домохозяйкой.
Ода Слободская обучалась в Санкт-Петербургской консерватории по классу вокала, дебютировала в Мариинском театре в 1916 году в партии Лизы в «Пиковой даме» Петра Чайковского. Пела главные роли в «Евгении Онегине», «Аиде» и «Доне Карлосе».
В 1921 году Слободская отправилась на гастроли во Францию из Вильно, а оттуда выехала в США: жила в Нью-Йорке, где начала пользоваться сценическим именем «Одали Карено», под которым сначала выступала в варьете.
В 1930 году подписала контракт на двухнедельные гастроли в лондонском театре «Палладиум» и поселилась в Лондоне, где оставалась до конца жизни. Однако, вскоре Ода Слободская вернулась на оперную сцену в постановке оперы «Русалка» Александра Даргомыжского.
Ода Слободская участвовала в постановках Ла Скалы, выступала в Ковент-Гардене, осуществила ряд записей для граммофонной компании «Сага».
В конце жизни Слободская перенесла ампутацию обеих ног в связи с развившейся на фоне сахарного диабета гангреной. Умерла она в 1970 году в Лондоне: ее прах был развеян в розовом саду Вольного еврейского кладбища.
* * *
Использован сайт ru.wikipedia.org
Похожие статьи
Оставить комментарий