* * *
10 июля 1941 года произошло массовое убийство евреев в деревне Едвабне в Белостокской области (теперь Польша).
Долгое время считалось, что погром совершили немецкие каратели, однако теперь известно, что основную массу погромщиков составляли поляки.
Американский историк Ян Томаш Гросс опубликовал книгу «Соседи: история уничтожения еврейского местечка», в которой показал, что погром был совершен местными жителями. Сначала евреев, которые составляли большинство жителей деревни, убивали поодиночке — палками, камнями, мучили, отрубали головы, оскверняли трупы. Потом, 10 июля, около полутора тысяч оставшихся в живых были загнаны в овин и сожжены живьем.
Некоторые поляки не согласились с такой оценкой событий. В результате расследования, проведенного польским Институтом национальной памяти, был сделан вывод, в основном подтверждающий версию Гросса, за исключением оценки количества евреев, погибших от рук поляков. Институт счел, что число жертв составило не 1600, а 340- 350 человек.
Во время Второй мировой войны поляки совершили военные преступления против своих соседей-евреев как минимум в 24 районах страны. К такому выводу пришла правительственная комиссия, расследовавшая события в Польше, относящиеся к началу Второй мировой войны.
В 2001 году президент Польши Александр Квасьневский официально принес извинения еврейскому народу за это преступление. Тем не менее, далеко не все поляки готовы присоединиться к извинениям президента.
10 июля 2013 года останки жертв погрома в Едвабне были перезахоронены. Перезахоронение было организовано польским Институтом национальной памяти и Музеем Второй мировой войны. В нем приняли участие главный раввин Польши Михаэль Шудрих, президент Союза еврейских общин Польши Петр Кадлчик и Ицхак Левин, в детстве чудом избежавший гибели во время резни.
События в Едбавне легли в основу фильма Владислава Пасиковского «Колоски», герои которого узнают о массовом убийстве евреев в своей родной деревне.
* * *
В 1835 году в Люблине родился будущий скрипач и композитор Генрик Венявский – человек, внесший весомый вклад в музыкальную культуру как Польши, так и России.
Отец композитора Вольф Гельман сменил имя и фамилию и стал Тадеушом Венявским. Он был известным в городе хирургом. Мать Регина – дочь варшавского врача Иосифа Вольфа – была пианисткой.
У Генрика имелись все возможности приобщиться к музыке уже в раннем детстве. Дом его родителей в Люблине слыл салоном интеллектуалов: здесь бывали музыканты, писатели, художники. Первой учительницей музыки стала для Генрика его мать. В 1843 году восьмилетний мальчик, проявивший недюжинные способности, едет с родителями во Францию. В течение трех лет он обучался в Парижской консерватории и окончил ее с золотой медалью.
После окончания учебы в Париже юный скрипач (ему было 11 лет) с большим успехом концертировал по городам России, а спустя два года дал ряд концертов со своим братом, пианистом Юзефом Венявским, в обеих столицах России. Затем вновь последовала учеба в Парижской консерватории, на сей раз по классу композиции.
В 1850-е гг. Венявский как виртуоз-скрипач известен в большинстве столиц Европы. Со дня основания Петербургской консерватории и до 1865 года он состоял в ней профессором. Был одним из основателей скрипичной школы в этом учебном заведении. Позже преподавал в Брюссельской консерватории.
В 1872 году состоялось его совместное с Антоном Рубинштейном триумфальное турне по городам США (215 концертов за восемь месяцев).
Как композитор Венявский отличался большим вкусом и оригинальностью мысли. Его произведения предназначались для скрипки (концерты, полонезы, мазурки и др.).
Генрик Венявский умер в Москве в 1880 году. В память о нем в Польше проводится Международный конкурс скрипачей его имени.
* * *
В 1871 году в Париже родился Марсель Пруст, один из самых выдающихся писателей ХХ века. Его отец Адриан Пруст – профессор медицинского факультета, мать Жанна Вейль – дочь биржевого маклера-еврея из Эльзаса.
Учился Марсель на юридическом факультете Сорбонны, но учебу не завершил. В 1894 году он публикует книгу стихов в прозе в декадентском стиле. Книга проходит почти незамеченной. Через 2 года он издает сборник новелл «Утехи и дни» (с предисловием Анатоля Франса). Пруст принял активное участие в защите Дрейфуса.
Марсель получает богатое наследство, но тяжелая форма астмы вынуждает его вести какое-то время затворнический образ жизни. Пруст отгораживается от света и шума внешнего мира в специальной комнате, обитой пробковым деревом.
В 1907 году Пруст начинает писать главный труд своей жизни – цикл романов, получивший позднее название «В поисках утраченного времени». В нем автор усилием памяти воссоздает ушедшее время, людей, тончайшие переливы чувств и настроений, мир вещей. Опыт Пруста – изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» – воспринят многими писателями XX века.
За роман «Под сенью девушек в цвету» Пруст получает главную литературную награду Франции – Гонкуровскую премию. Он перестает быть затворником, опять посещает парижские салоны, публикует несколько заметных эссе, продолжает работать над разрастающимся романом. Первоначально задуманные три части превратились в пять – «По направлению к Свану», «Под сенью девушек в цвету», «У Германтов», «Содом и Гоморра» и «Обретенное время». Пруст продолжает усиленно работать и править текст романа до последнего дня своей жизни. Принято считать, что он стал зачинателем нового направления в литературе.
Осенью 1922 года писатель простудился и заболел воспалением легких.
Марсель Пруст скончался в Париже 18 ноября 1922 года.
* * *
В 1890 году в Одессе родилась Вера Михайловна Инбер, будущий русский поэт и прозаик. Ее отец Моисей Шпенцер был владельцем типографии и научного издательства, мать преподавала русский язык и заведовала Казенным еврейским девичьим училищем. В их доме воспитывался двоюродный брат главы семьи Лев Троцкий.
Инбер училась на Высших женских курсах. С 1910 года стала печататься в местных газетах. В ее ранних поэтических сборниках («Печальное вино», «Горькая услада», «Бренные слова», наряду с манерными подражаниями символистам и акмеистам, встречаются живые описания природы, порой изящная ирония.
В середине 1920-х гг. Инбер вошла в литературную группу конструктивистов, но их творческому методу следовала, главным образом, в газетных очерках. Стремлением войти в новую жизнь отмечены сборники стихов «Цель и путь», где со стихотворением на смерть Ленина «Пять ночей и дней» соседствуют стихи, посвященные Троцкому («Ни колебаний. Ни уклона…»).
Во время Второй мировой войны Инбер находилась в осажденном Ленинграде, где написала антифашистский сборник стихотворений «Душа Ленинграда», поэму «Пулковский меридиан» (Сталинская премия) и блокадный дневник «Почти три года»
Как прозаик, Инбер прежде всего известна автобиографической повестью «Место под солнцем» и рассказами 1920-х гг., насыщенными бытом и социально-психологическими конфликтами времен нэпа. Некоторые рассказы посвящены еврейской теме («Соловей и роза», «Печень Хаима Егудовича», «Бывают исключения», «Уравнение с одним неизвестным» и др.).
Для «Черной книги», подготовленной к печати в 1944-1946 гг. Еврейским антифашистским комитетом (издана в Иерусалиме в 1980 году.), Инбер написала очерк «Одесса». Она переводила с идиша стихи Рахели Баумволь и Шифры Холоденко.
Вера Михайловна Инбер умерла в Москве в 1972 г.
* * *
Использован сайт isrageo.com