* * *
10 ноября 2002 года в кибуце Мецер (Израиль) произошел террористический акт. Два арабских террориста ворвались в кибуц на машине. В результате расстрела погибло 5 человек, в том числе двое детей 4 и 5 лет, 3 человека были ранены. Ответственность за теракт взяла на себя террористическая группировка «Бригады мучеников аль-Аксы».
В опубликованном заявлении подчеркивалось, что «операция в поселении Мецер соответствует общей политике ФАТХа, видящей необходимость поражения израильских целей во всяком месте».
Несмотря на теракт, израильское кибуцное движение опубликовало заявление, что оно «продолжает борьбу за достижение мира с палестинским народом». Движение «считает кибуц Мецер живым примером успешного сосуществования между арабами и израильтянами, и надеется, что их связи в будущем только упрочатся».
* * *
В 1913 году на процессе в Киевском окружном суде по обвинению в ритуальном убийстве мальчика Андрея Ющинского, Менделя Бейлиса присяжные вынесли оправдательный приговор.
Российский мещанин еврейского происхождения Мендель Тевьевич Бейлис (Менахем-Мендл Бейлис) родился в 1874 или в 1862 году в Киеве.
Сын глубоко религиозного хасида Мендель Бейлис сам к религии относился безразлично, не соблюдал большинства обрядов и работал по субботам. Вырос в деревне и служил в императорской армии.
Отбыв военную службу, 22-летним молодым человеком Бейлис женился и устроился на работу на кирпичном заводе неподалеку от Киева. Большую часть взрослой жизни он проработал приказчиком на заводе Зайцева, друга его отца. Он получал 50 рублей в месяц, но оплачивая обучение сына в русской гимназии и содержа многочисленную семью, был весьма беден и работал с утра до позднего вечера.
Бейлис находился в хороших отношениях с христианским населением и, в частности, с местным священником. Его репутация была настолько хорошей, что во время погрома 1905 года к нему пришли местные члены Союза русского народа с уверением, что ему бояться нечего.
В ночь с 21 на 22 июля 1911 года Бейлис был арестован у себя дома нарядом из 15 жандармских чинов по подозрению в убийстве Андрея Ющинского. В качестве подозреваемого Бейлис просидел в тюрьме 2 года.
Бейлис был оправдан. Через некоторое время после оправдательного приговора Мендель Бейлис с женой и детьми уехал из России.
Бейлисы приехали в Хайфу (Эрец-Исраэль). Жизнь на новом месте поначалу складывалась удачно. Но после начала Первой мировой войны обстановка в Палестине была очень непростой, и Бейлис в 1920 году поселился в Нью-Йорке (США).
Умер Мендель Бейлис в городке Саратога-Спрингс, неподалеку от Нью-Йорка, в 1934 году.
* * *
Известный немецкий писатель XX века Арнольд Цвейг родился в 1887 году в Глогау (Германия) в семье седельщика еврейского происхождения.
Образование (германистика, философия, филология, история искусств, экономика) Арнольд Цвейг получил в университете Бреслау. Затем учился в университетах Гёттингена, Мюнхена, Берлина, Ростока и Тюбингена. В этот период находился под сильным влиянием философии Ницше. Первыми опубликованными его произведениями были «Новеллы о Клавдии» в 1912 году и позднее опубликованный роман — «Записки о семье Клочфер» (1911). За написанную драму «Ритуальное убийство в Венгрии» автор был удостоен литературной премии Генриха Клейста.
Произведения Цвейга стилистически консервативны и, в то же время, либеральны по содержанию. В течение своей жизни он прошел путь от прусского патриота до пацифиста после Первой мировой войны, затем был сионистом (жил в Палестине), и, уже в конце жизни — коммунистом, одним из самых почитаемых писателей ГДР. Цвейг интересовался еврейскими проблемами и принимал участие в сионистском движении. В 1920-е гг. он редактировал в Берлине сионистский журнал «Юдише рундшау». В период своего увлечения сионизмом Цвейг считал, что возвращение в Эрец-Исраэль в сочетании с коллективистскими формами жизни может возродить еврейский народ и обновить его духовность.
С началом Первой мировой войны Арнольд Цвейг отправляется на фронт, он служит в Сербии, Бельгии, Литве, воюет под Верденом. Увиденные ужасы войны к ее концу превратили писателя из германского ура-патриота в социалиста и пацифиста. Цикл романов «Большая война белых людей», посвященный событиям всей его жизни и является основным в его творчестве. В него вошли следующие книги: «Спор об унтере Грише», «Молодая женщина 1914 года», «Воспитание под Верденом», «Возведение на престол», «Затишье», «Время созрело», «Лед тронулся» (не окончено). Еврейской теме посвящены драма Цвейга «Возвращение» и роман «Де Фриндт возвращается домой». О трагедии евреев в нацистской Германии он писал в романе «Оскорбленные и изгнанные». Размышления Цвейга о еврейском вопросе нашли также отражение в его эссе «Калибан», «Евреи на немецкой сцене», «Баланс немецкого еврейства за 1933 год» и др. В эмиграции на иврите также была написана книга «Вандебекский топор».
После прихода нацистов к власти в 1933 году книги Цвейга оказались среди сожженных. В том же году Цвейг иммигрирует, сначала в Чехословакию, а оттуда через Францию и Швейцарию — в Палестину, живет в Хайфе.
Закончилась война. Арнольд Цвейг возвращается в Германию, живет в Восточном Берлине (ГДР). В 1962 году в ГДР выходит его роман «Дорогая мечта».
В немецком социалистическом государстве Арнольд Цвейг пользовался заслуженным уважением, занимал важные посты в общественных и культурных организациях. Писателю присуждается Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами».
Умер Арнольд Цвейг в 1968 году в Восточном Берлине (ГДР).
* * *
Использованы сайты eleven.co.il, ru.wikipedia.org