* * *
Советский актер, артист разговорного жанра, народный артист Украины Ефим Иосифович Березин (сценический псевдоним — Штепсель) родился в 1919 году в Одессе.
Ефим Березин окончил Киевский театральный институт. Во время Великой Отечественной войны Березин выступал в агитбригаде со своим напарником Юрием Тимошенко.
Дуэт Тарапунька и Штепсель (Тимошенко и Березин) появился в 1946 году, пользовался большой популярностью у зрителя в СССР и существовал на протяжении сорока лет.
После кончины Юрия Тимошенко Ефим Березин некоторое время выступал один, однако большой популярности уже не имел.
В конце 1990-х годов Березин поехал в гости к дочери в Израиль, там перенес инсульт и по состоянию здоровья не смог вернуться на Украину, жил в Ашдододе.
Ефим Березин ушел из жизни в 2004 году. Похоронен в Израиле в Петах-Тикве.
* * *
В 1864 году в Вене в еврейской семье родился будущий австрийский журналист, пацифист, лауреат Нобелевской премии мира Альфред Герман Фрид.
Окончив школу, Альфред Фрид работал поначалу продавцом книг в Вене, а затем перебрался в Берлин, где открыл собственное издательство.
В 1892 году Фрид создал Германское общество мира и стал редактировать его ежемесячное печатное издание «Долой оружие», которое он вскоре переименовал в «Страж мира». Он параллельно основал еще один журнал – «Ежегодник международной жизни».
Помимо того, что Фрид занимался чисто издательской и журналистской работой, он входил в число основателей Общества международного понимания, состоял также в Бернском бюро мира, Международном институте мира, был секретарем Общества умиротворения Центральной Европы и генеральным секретарем Международного союза прессы за мир.
Начало Первой мировой войны застигло Фрида в Вене. Поскольку пацифистская деятельность оказалась затруднена из-за введения военной цензуры и националистически настроенного общественного мнения, Фрид переместил свою журналистскую и организационную работу в Швейцарию. Он активно участвовал в борьбе за улучшение условий содержания военнопленных и продолжал издавать «Страж мира», превратившийся в центральный печатный орган борцов за мир. Поскольку за свою деятельность Фрид был обвинен австрийским правительством в государственной измене, он не мог вернуться в Вену вплоть до окончания войны.
После войны Альфред Фрид опубликовал книгу «Мой военный дневник», в которой описал свои чувства и поступки, а также деятельность своих коллег по пацифистскому движению. Он организовал журналистскую кампанию против Версальского договора. В своей пропаганде идей мира Фрид неустанно повторял мысль о том, что война стала доказательством верности пацифистского подхода к международным отношениям.
Потеряв все свое состояние в результате распада Австро-Венгерской империи, Фрид умер в 1921 году в нищете и забвении в Вене от болезни легких в возрасте 57 лет.
* * *
В этот день в 1891 году в семье Урии Кагана, присяжного поверенного при Московской судебной палате, родилась дочь Лиля, впоследствии Лиля Брик, «муза русского авангарда», вдохновительница талантов многих российских поэтов.
С юности одной из важнейших составляющих жизни Лили Брик стали яркие любовные романы. Их череда не прервалась и в 1912 году, когда она вышла замуж за юриста Осипа Брика. На квартире Бриков в Петрограде Маяковский читает свою еще неопубликованную поэму «Облако в штанах». Посвящение к поэме краткое: «Тебе, Лиля». С этого дня Володенька, как его называют Брики, становится фактически членом их семьи. Доподлинно известно, что у этой странной семьи были высокие покровители из всесильного ОГПУ.
В числе поклонников Лили были: Сергей Эйзенштейн, Юрий Тынянов, Лев Кулешов, Борис Пастернак, Всеволод Мейерхольд, Виктор Шкловский, а позже, в 1960-е гг., ее салон на Кутузовском считался заметным центром неофициальной культурной жизни Москвы. Там получил «путевку в жизнь» поэт Андрей Вознесенский, близкими ее друзьями были Майя Плисецкая, Родион Щедрин и многие другие крупные деятели культуры и искусства.
Сейчас уже трудно уяснить, насколько точна и объективна биография Лили Брик. Известно лишь, что в 1908–1909 гг. она училась на математическом факультете Высших женских курсов, в 1909–1912 гг. – в Московском архитектурном институте, продолжила образование в Мюнхене. Лиля считалась литератором, писала статьи и мемуары, занималась переводами, пробовала себя как кинорежиссер. В 1930–1938 гг. принимала участие в подготовке первого собрания сочинений Владимира Маяковского. Но гораздо большее участие принимала она в его жизни и этим прославилась.
Лиля Брик — любимая женщина, муза поэта. Все, что выходило из-под пера Маяковского, должно было принадлежать Лиле. И принадлежало. Особенно после самоубийства поэта, когда он оставил письмо к «товарищу правительству», где составил список тех, кому оно должно устроить сносную жизнь. Первой стояла Лиля Брик.
Лиля Юрьевна покончила с собой 4 августа 1978 года в Москве на 86-м году жизни, приняв смертельную дозу снотворного, чтобы не обременять близких своей беспомощностью.
* * *
В 1890 году в местечке Голосков Подольской губернии (ныне село Голосково Хмельницкой области, Украина) родился еврейский идишисткий поэт Лев (Лейб) Моисеевич Квитко.
Рано осиротев, Квитко некоторое время посещал хедер, а с 10 лет начал работать, сменил множество профессий, попутно занимаясь самообразованием. Стихи Лейб Квитко писал с 12 лет. В 1915 году в Умани он познакомился с уже известным в то время еврейским прозаиком Давидом Бергельсоном, который ввел его в литературные круги. Дебютировал Лейб Квитко в мае 1917 года в социалистической газете «Дос фрайе ворт» («Свободное слово»). В том же году вышел сборник стихов для детей «Лиделех» («Песенки»).
В 1921 году поэт уехал в Германию и поселился в Берлине, где вышли его сборники «Грингроз» («Зеленая трава») и «1919», посвященный погромам в годы Гражданской войны. Затем переехал в Гамбург, где работал в советском торгпредстве.
В 1925 году, опасаясь ареста, Квитко вернулся в СССР, вошел в литературную ассоциацию «Октябрь» и в редколлегию журнала «Ди ройте вэлт» («Красный мир»), в котором были напечатаны его рассказы о жизни в Гамбурге, автобиографическая повесть «Лям ун Пэтрик» («Лям и Петрик») и другие произведения.
В 30-е годы Квитко написал свои самые знаменитые детские стихи, которые знало наизусть не одно поколение советских детей. Стихотворение «Товарищу Ворошилову» было положено на музыку и стало одной из наиболее популярных детских песен предвоенного периода.
Товарищ Ворошилов
А если на войне
Погибнет брат мой милый
Пиши скорее мне
Товарищ Ворошилов,
Я быстро подрасту
И встану вместо брата
С винтовкой на посту.
В соответствии с официальным курсом на отказ от соблюдения религиозных предписаний, советских евреев побуждали разводить свиней, и детские еврейские песни о советских колхозах изобилуют упоминаниями свиней и поросят, отмечает американская исследовательница советской еврейской культуры Анна Штерншис. Одним из самых популярных «поросячьих стихов на идиш» стала «Анна-Ванна» Квитко:
— Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Рыльца — пятачками?
Хвостики — крючками?
— Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросятам спать пора,
После заходите.
— Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
— Уходите со двора,
Потерпите до утра.
Мы уже фонарь зажгли,
Поросята спать легли!
В годы войны Квитко был членом Еврейского антифашистского комитета и редакционной коллегии еврейской газеты «Эйникайт» («Единство»). Его сборники стихов «Файер ойф ди сойним» («Огонь по врагу») и другие призывали к борьбе против нацистов.
В 1947 году торжественно отмечалось 30-летие литературной деятельности Льва Квитко. С приветствиями юбиляру выступали Валентин Катаев, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Максим Рыльский и другие собратья по перу. Поэт был глубоко тронут признанием его литературных заслуг и проявлением искренней любви. Его действительно любили. Было в нем что-то от большого ребенка, открытого людям, искреннего и бесконечно доброго. Тем не менее Лев Квитко стал одной из многочисленных жертв сталинских репрессий. Как член президиума Еврейского антифашистского комитета, в ночь с 24 на 25 января 1949 он был арестован и после пыток, истязаний и неправедного тайного суда 12 августа 1952 года расстрелян.
Уже в заключении, в ожидании смертного приговора, Лейб Квитко написал свое последнее стихотворение.
Тюремный романс
Нет, милый друг,
Не свидеться нам —
Дверь мою холод сковал по углам.
И вырваться трудно, поверь мне, поверь мне…
И ты не являйся сегодня, мой друг!
Гостят у меня тишина и забвенье,
И в сердце от горьких предчувствий испуг.
Мы встретимся завтра… А может быть, позже,
Когда засверкает на листьях роса,
Когда засияет в окне день погожий
И солнце заглянет в глаза.
Придешь и развеешь ты тяжкие думы,
И дверь распахнется в разбуженный сад,
И будет мой голос веселым и юным,
И нежностью будет лучиться мой взгляд.
Нет, милый друг,
Не являйся теперь —
Холодом лютым закована дверь…
* * *
С 11 ноября 1847 года евреям, поселившимся в Сибири до 1837 года, было запрещено менять место жительства и даже выезжать в другие местности на время без особого разрешения.
В результате этих мер приток евреев в Сибирь в 1840–50-х гг. практически прекратился. Лишь некоторые евреи-рекруты попадали в расположенные в Сибири батальоны и школы кантонистов (в частности, в школу в Омске) или проходили службу в расквартированных здесь регулярных войсках. Кантонисты обучались в кантонистских школах (называвшихся гарнизонными), а название их воспитанников — кантонисты — было заимствовано из Пруссии (от названия полковых округов — кантонов).
* * *
Использованы сайты: eleven.co.il, isrageo.com, ru.wikipedia.org, jewish.ru