* * *
Актриса, режиссер и журналист Мария (Мириам) Бернштейн-Коган родилась Кишиневе (теперь – Молдова) в семье видного российского сионистского деятеля Якова Бернштейн-Когана и его жены Леи-Доротеи.
Мария выросла в Харькове. После обучения на врача она поступила в театральное училище. Бернштейн-Коган училась у Константина Станиславского в Москве в 1918 году, а затем вернулась в Молдову как актриса, где работала под именем Мария Александрова.
После иммиграции в Палестину Бернштейн-Коэн поселилась в Тель-Авиве и присоединилась к первой в стране профессиональной театральной труппе.
В 1925 году она основала первое в Палестине периодическое издание на иврите, посвященное театру, «Te’atron ve-Omanut».
Бернштейн-Коган — автор ряда книг прозы и поэзии на иврите, нескольких романов и мемуаров, а также переводов на иврит произведений мировой литературы («Полтава» Александра Пушкина; «Патриот» Перла Бака; новеллы Ги де Мопассана. Среди книг: «Мефисто» (1938), «Пожар» (1947), «Тишина» (стихи, 1961), «Изо дня в день» (рассказы, 1967), «Корни в воде» (1976), «Как капля в море» (мемуары, 1971). Стихотворение Бернштейн-Коган «Мы, матери» в авторском переводе на русский язык вошло в сборник «Поэты Израиля».
В 1975 году Бернштейн-Коэн была удостоена премии Израиля в области театра.
Мария Бернштейн-Коган умерла в Тель-Авиве в 1991 году.
* * *
Генерал-майор инженерно-артиллерийской службы Вишневский Давид Николаевич родился в 1894 году в городе Юзовка (ныне – Донецк, Украина).
Давид Вишневский — с 1915 года в Русской императорской армии – рядовой 229-го запасного пехотного полка. В Первой мировой войне был дважды ранен.
С 1918 года Вишневский — в Красной Армии, участник Гражданской войны. В 1930 году окончил Военно-артиллерийскую академию РККА. С ноября 1931 года инженер-конструктор ЦКБ Наркомата тяжелой промышленности СССР, с января 1936 года главный конструктор и начальник ЦКБ по взрывателям Наркомата боеприпасов СССР.
Под руководством Вишневского была разработана и внедрена в серийное производство новая система взрывателей контактного и дистанционного действия для снарядов сухопутной, зенитной и морской артиллерии, авиационных бомб, в том числе для снарядов реактивной установки «Катюша». Создатель первых в мире взрывателей на пневматическом принципе.
«За выдающиеся заслуги в деле организации производства самолетов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечение ими Красной Армии и Военно-Морского флота в годы Великой Отечественной войны» генерал-майору инженерно-артиллерийской службы Вишневскому Давиду Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда.
После Победы Вишневский продолжал научно-исследовательскую и конструкторскую работу в том же ЦКБ до последних дней жизни. Награжден 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Лауреат Сталинской премии.
Скончался Давид Вишневский в 1951 году в Ленинграде (сейчас – Санкт-Петербург). Похоронен на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге.
* * *
Композитор, аранжировщик, дирижер, руководитель оркестра, публицист и общественный деятель, один из родоначальников советского джаза Александр Наумович Цфасман родился в 1906 году в Александровске (ныне Запорожье, Украина) в семье парикмахера Наума (Нохима-Ицхока) Вульфовича, уроженца Петрикова (Мозырского уезда Минской губернии), и Полины Израилевны Цфасман.
С 7 лет Саша Цфасман обучался игре на скрипке и фортепиано, а с 12 лет поступил на фортепианное отделение музыкального техникума в Нижнем Новгороде, куда семья перебралась спасаясь от еврейских погромов во время Гражданской войны. В тринадцать лет он получил первую премию за исполнение Одиннадцатой Рапсодии Ференца Листа.
В 1923 году Александр Цфасман переезжает в Москву, где продолжил обучение в Московской консерваторию, которую окончил с золотой медалью.
Александр Цфасман создает первый профессиональный джазовый коллектив в Москве – «АМА-джаз». С этим оркестром Цфасман выступает в саду «Эрмитаж», а также на эстрадах больших ресторанов и в фойе крупнейших кинотеатров.
В конце 1927 года оркестр Александра Цфасмана исполнил джазовую музыку по радио. Это была первая джазовая радиопередача в СССР. Чуть позже его коллектив записывается на пластинки, которые являются одними из первых советских джазовых грамзаписей.
К сожалению, после этого оркестр Цфасмана не записывался на пластинки до 1937 года, несмотря на успешную творческую деятельность, примером которой может служить выступление коллектива Александра Цфасмана на показе джаз-оркестров, организованном московским Клубом мастеров искусств в конце 1936 года. По мнению Евгения Габриловича, оркестр Цфасмана выступил на этом смотре лучшим по всем показателям.
В 1937 году появилось на свет 4 записи в исполнении коллектива Цфасмана: «В дальний путь», «На берегу моря» и «Неудачное свидание», а также обработка известного польского танго «Последнее воскресенье», выпущенное под названием «Расставание» в обиходе более известное как «Утомленное солнце». Вслед за этими записями появились пластинки Цфасмана с инструментальными пьесами: «Звуки джаза», «Фокс-краковяк», «О’ кэй», «Веселая прогулка», «Последний летний день», «Мне грустно без тебя», «Я люблю танцевать» и лирическими песнями «Как же мне забыть», «Тебя здесь нет», «Я не прощаюсь», «Случайная встреча». Этими мелодиями Александр Цфасман запомнился навсегда.
Умер Александр Цфасман в 1971 году в Москве.
* * *
Использованы сайты: belcantofund.com, ru.wikipedia.org, isrageo.com