* * *
* * *
В 1935 году на съезде Национал-социалистической рабочей партии Германии в Нюрнберге по инициативе Гитлера были провозглашены законы «О гражданине Рейха» и «Об охране германской крови и германской чести», получившие название Нюрнбергских расовых законов. Специально созванная там же сессия Рейхстага единогласно приняла эти законодательные акты.

Поправка к Закону о гражданстве Рейха, определявшее еврейство
Согласно ст.2 закона «О гражданине Рейха», гражданином Рейха может быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и Рейху».
Самое пристальное внимание при создании и исполнении этих законов уделялось евреям. Так, закон «Об охране германской крови и германской чести» среди прочего запрещал, как «осквернение расы», брак и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской или родственной ей крови», наем евреями домашней прислуги из женщин «германской или родственной ей крови» моложе 45 лет, а также вывешивание евреями национального или имперского флага и использование тканей сходной расцветки. Нарушение закона влекло уголовное преследование.
Так как в Нюрнбергских законах не определялось понятие «еврей», постановлением от 14 ноября того же 1935 года была принята поправка к закону «О гражданстве Рейха». Евреями считались только те, кто имел как минимум троих еврейских дедушек-бабушек. «Половинки» считались евреями только в том случае, если исповедовали иудаизм или сами вступили в брак с евреем, то есть сделали сознательный шаг в сторону еврейского народа. «Четвертинки» же евреями не считались. Они подвергались ограничениям, но сохраняли полноценное гражданство.
Очень важную роль в применении этих законов играли комментарии и директивы к ним. В первом же объяснении к закону «О гражданстве Рейха» от 14 ноября 1935 года говорится, что еврей не может быть гражданином Рейха, он не имеет права голоса в политических вопросах, не может занимать должностей в государственных учреждениях. Чиновники-евреи должны быть уволены до 31 декабря 1935 года.
Последовавшие затем постановления (последнее – от 1 июля 1943 года) закрыли евреям доступ почти ко всем должностям и профессиям, ограничили свободу их передвижения и ввели обязательную отметку «Jude» в их удостоверении личности. Тем самым евреи были поставлены вне закона, отданы произволу полиции, что явилось прелюдией к «окончательному решению еврейского вопроса».
* * *
Мориц Лацарус, ставший после окончания Берлинского университета имени Гумбольдта доктором философии (1850 год), родился в 1824 году в городке Велень (сейчас Польша) в семье раввина Аарона Левина Лацаруса.
Лацарус провел свою юность, изучая еврейскую науку и философию и готовясь к коммерческой деятельности. Однако вскоре он решительно отверг карьеру коммерсанта. По прибытии в немецкую столицу Мориц Лацарус поступил в Берлинский университет имени Гумбольдта, где изучал как естественные науки, так и филологию и философию, затем был профессором в Университете Берна, позднее преподавал и в альма-матер. В 1850 году получил степень доктора философии.
Мориц Лацарус энергично боролся с проявлениями антисемитизма, считая его временным явлением, продуктом реакции. Он подчеркивал с особой силой, что евреи «немцы, немцы и только немцы» и что их объединяет лишь религиозная связь — крепко и прочно. Мориц Лацарус умер 13 апреля 1903 года в итальянском городе Мерано.
* * *
Поэт-песенник Михаил Исаевич Танич (Танхилевич) родился в 1923 году в Таганроге.
Отец Михаила Танича — Исаак Самойлович Танхилевич — воевал красноармейцем во время гражданской войны, в 1938 году расстрелян по сталинским спискам с обвинением в хищении социалистической собственности в особо крупном размере. Мать тоже была арестована, и четырнадцатилетний Михаил поселился у ее отца.
Аттестат о среднем образовании Танич получил в день, когда началась Великая Отечественная война.
С июня 1944 года Танич в действующей армии. Старший сержант, с августа 1944 года — командир орудия. Прошел путь от Белоруссии до Эльбы. Был ранен.
В 1947 году Михаил Танич был арестован по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация). «Я отсидел 6 лет в одном из самых жутких сталинских лагерей за какую-то ерунду, за анекдот, слово», — вспоминал Танич.
Первый сборник стихов поэта вышел в 1959 году. В начале 1960-х стала очень популярной его песня, написанная в соавторстве с композитором Яном Френкелем — «Текстильный городок», Текст песни написал Михаил Танич. В дальнейшем Танич нашел и других соавторов-композиторов, среди которых были Никита Богословский, Аркадий Островский, Оскар Фельцман, Эдуард Колмановский, Владимир Шаинский, Вадим Гамалия. Совместно с Юрием Саульским поэт написал шлягер «Черный кот», ставший своеобразной визитной карточкой Танича (черный кот фигурирует в видеоклипах «Я куплю тебе дом» группы «Лесоповал» и «Узелки» Алены Апиной). Вместе с Левоном Мерабовым Танич написал песню «Робот», с которой дебютировала на радио совсем еще юная Алла Пугачева.
Михаил Исаевич Танич умер в 2008 году в Москве.
* * *
Юрий Борисович Норштейн известен как мастер мультипликационного кино. Он родился в 1941 году в селе Андреевка Пензенской области (Россия), где его мать, воспитательница детсада, Бася Гиршевна Кричевская, находилась в эвакуации. Его отец — Борис Лейбович Норштейн — наладчик деревообрабатывающих станков, был на фронте
Окончив двухгодичные курсы мультипликаторов в 1961 году, Нордштейн работал вначале художником-мультипликатором, затем – режиссером на киностудии «Союзмультфильм». Режиссер использует в работе над мультфильмами многоярусный мультстанок авторской конструкции и классический метод перекладок, и наотрез отказывается пользоваться компьютерной анимации. Вместе с приемами, изобретенными для каждого кадра отдельно, его стиль придают мультфильмам эффект трехмерного изображения.
Наиболее значимые работы Нордштейна в качестве режиссера: «Ежик в тумане», «Сказка сказок», «Цапля и журавль», «Шинель» и др.
* * *
В 1997 году в Нью-Йорке в одном из красивейших мест города, на берегу реки Гудзон, откуда открывается вид на статую Свободы и Эллис-Айленд – остров первых иммигрантов, открылся музей еврейского наследия – «Живой памятник Холокосту». Идея его создания возникла в 80-х годах прошлого столетия.
О многом рассказывают здешние экспозиции. Вот плакат, появившийся на стенах немецких домов с приходом Гитлера к власти. Еврей изображен на нем огромным кровавым дьяволом, плывущим над Германией. Антисемитизм вбивается в головы маленьких немцев с раннего детства. На стенде игра для детского сада, в ней побеждает тот, кто скорее выгонит всех евреев.
Выставка «Жизнь в тени» – о еврейских детях, которых удалось спасти во время Холокоста. Их отдавали в католические монастыри или христианские семьи, прятали. На стендах – рисунки детей, которым не суждено было стать взрослыми. Еще одна выставка – «Американские евреи во Второй мировой войне». Более 550 тысяч евреев служили тогда в армии США – половина всех мужчин, бывших в армии в возрасте от 18 до 44 лет.
В музее много любопытных экспонатов. Вот персонажи французского еврейского кукольного театра, сделанные по эскизам Марка Шагала. А это – оригинальная менора. Каждая «ветвь» ее заканчивается миниатюрной статуей Свободы. Это работа жителя Нью-Джерси Манфреда Ансона: борьба за свободу и есть вся наша история. Под каждой миниатюрой меноры надпись: «Исход из Египта», «Восстание Маккавеев», «Война за Независимость Израиля» и т. д. Эта менора изготовлена в честь 100-летия статуи Свободы.
Какой контингент людей посещает музей? В большинстве своем это группы из еврейских и общеобразовательных школ. Несколько десятков тысяч детей в год. В школьных программах есть тема Холокоста. И отдельные уроки проходят в музее. Часто приходят сюда также семьями – родители с детьми.
Нью-йоркский музей поддерживает связи с коллегами из «Яд ва-Шем», с еврейскими музеями в Бельгии, Франции, Греции, Белоруссии, в Москве, Вильнюсе и, конечно, в Вашингтоне.
* * *
В 1941 году сотрудник СС Адольф Эйхман представил на подпись начальнику Службы безопасности Гейдриху инструкцию относительно введения в Германии и оккупированных областях отличительного знака для евреев.
Еврейские организации были обязаны сами изготавливать эти знаки. Носить их предписывалось всем евреям, без ограничения возраста и пола, на левой стороне груди.
Особый знак для евреев уже использовался в Восточной Европе, данная инструкция его узаконила. Это была Звезда Давида желтого цвета.
* * *
Марри Гелл-Манн — американский физик-теоретик, известный своими работами по физике элементарных частиц, родился в 1929 году в Нью-Йорке в семье евреев-иммигрантов из Восточной Европы — директора курсов английского языка для иммигрантов Артура Исидора Гелл-Мана и Паулины Райхштейн.
Гелл-Манн закончил Йельский университет в 1948 году. В 1951 году получил докторскую премию по физике. Он внес значительный вклад в изучение физики элементарных частиц. В 1961 году он предложил новую классификацию частиц-адронов, а позднее разработал кварковую модель элементарных частиц.
Гелл-Манн является лауреатом Нобелевской премии по физике, присужденной ему в 1969 году «за открытия, связанные с классификацией элементарных частиц и их взаимодействий».
Умер Марри Гелл-Манн в 2019 году в Санта-Фе (США).
* * *
Использованы сайты isrageo.com, rbc.ru, ru.wikipedia.org