* * *
* * *
В 1935 году на съезде Национал-социалистической рабочей партии Германии в Нюрнберге по инициативе Гитлера были провозглашены законы «О гражданине Рейха» и «Об охране германской крови и германской чести», получившие название Нюрнбергских расовых законов. Специально созванная там же сессия Рейхстага единогласно приняла эти законодательные акты.
Согласно ст.2 закона «О гражданине Рейха», гражданином Рейха может быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и Рейху».
Самое пристальное внимание при создании и исполнении этих законов уделялось евреям. Так, закон «Об охране германской крови и германской чести» среди прочего запрещал, как «осквернение расы», брак и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской или родственной ей крови», наем евреями домашней прислуги из женщин «германской или родственной ей крови» моложе 45 лет, а также вывешивание евреями национального или имперского флага и использование тканей сходной расцветки. Нарушение закона влекло уголовное преследование.
Так как в Нюрнбергских законах не определялось понятие «еврей», постановлением от 14 ноября того же 1935 года была принята поправка к закону «О гражданстве Рейха». Евреями считались только те, кто имел как минимум троих еврейских дедушек-бабушек. «Половинки» считались евреями только в том случае, если исповедовали иудаизм или сами вступили в брак с евреем, то есть сделали сознательный шаг в сторону еврейского народа. «Четвертинки» же евреями не считались. Они подвергались ограничениям, но сохраняли полноценное гражданство.
Очень важную роль в применении этих законов играли комментарии и директивы к ним. В первом же объяснении к закону «О гражданстве Рейха» от 14 ноября 1935 года говорится, что еврей не может быть гражданином Рейха, он не имеет права голоса в политических вопросах, не может занимать должностей в государственных учреждениях. Чиновники-евреи должны быть уволены до 31 декабря 1935 года.
Последовавшие затем постановления (последнее – от 1 июля 1943 года) закрыли евреям доступ почти ко всем должностям и профессиям, ограничили свободу их передвижения и ввели обязательную отметку «Jude» в их удостоверении личности. Тем самым евреи были поставлены вне закона, отданы произволу полиции, что явилось прелюдией к «окончательному решению еврейского вопроса».
* * *
Мориц Лацарус, ставший после окончания Берлинского университета имени Гумбольдта доктором философии (1850 год), родился в 1824 году в городке Велень (сейчас Польша) в семье раввина Аарона Левина Лацаруса.
Лацарус провел свою юность, изучая еврейскую науку и философию и готовясь к коммерческой деятельности. Однако вскоре он решительно отверг карьеру коммерсанта. По прибытии в немецкую столицу Мориц Лацарус поступил в Берлинский университет имени Гумбольдта, где изучал как естественные науки, так и филологию и философию, затем был профессором в Университете Берна, позднее преподавал и в альма-матер. В 1850 году получил степень доктора философии.
Мориц Лацарус энергично боролся с проявлениями антисемитизма, считая его временным явлением, продуктом реакции. Он подчеркивал с особой силой, что евреи «немцы, немцы и только немцы» и что их объединяет лишь религиозная связь — крепко и прочно. Мориц Лацарус умер 13 апреля 1903 года в итальянском городе Мерано.
* * *
Поэт-песенник Михаил Исаевич Танич (Танхилевич) родился в 1923 году в Таганроге.
Отец Михаила Танича — Исаак Самойлович Танхилевич — воевал красноармейцем во время гражданской войны, в 1938 году расстрелян по сталинским спискам с обвинением в хищении социалистической собственности в особо крупном размере. Мать тоже была арестована, и четырнадцатилетний Михаил поселился у ее отца.
Аттестат о среднем образовании Танич получил в день, когда началась Великая Отечественная война.
С июня 1944 года Танич в действующей армии. Старший сержант, с августа 1944 года — командир орудия. Прошел путь от Белоруссии до Эльбы. Был ранен.
В 1947 году Михаил Танич был арестован по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация). «Я отсидел 6 лет в одном из самых жутких сталинских лагерей за какую-то ерунду, за анекдот, слово», — вспоминал Танич.
Первый сборник стихов поэта вышел в 1959 году. В начале 1960-х стала очень популярной его песня, написанная в соавторстве с композитором Яном Френкелем — «Текстильный городок», Текст песни написал Михаил Танич. В дальнейшем Танич нашел и других соавторов-композиторов, среди которых были Никита Богословский, Аркадий Островский, Оскар Фельцман, Эдуард Колмановский, Владимир Шаинский, Вадим Гамалия. Совместно с Юрием Саульским поэт написал шлягер «Черный кот», ставший своеобразной визитной карточкой Танича (черный кот фигурирует в видеоклипах «Я куплю тебе дом» группы «Лесоповал» и «Узелки» Алены Апиной). Вместе с Левоном Мерабовым Танич написал песню «Робот», с которой дебютировала на радио совсем еще юная Алла Пугачева.
Михаил Исаевич Танич умер в 2008 году в Москве.
* * *
Юрий Борисович Норштейн известен как мастер мультипликационного кино. Он родился в 1941 году в селе Андреевка Пензенской области (Россия), где его мать, воспитательница детсада, Бася Гиршевна Кричевская, находилась в эвакуации. Его отец — Борис Лейбович Норштейн — наладчик деревообрабатывающих станков, был на фронте
Окончив двухгодичные курсы мультипликаторов в 1961 году, Нордштейн работал вначале художником-мультипликатором, затем – режиссером на киностудии «Союзмультфильм». Режиссер использует в работе над мультфильмами многоярусный мультстанок авторской конструкции и классический метод перекладок, и наотрез отказывается пользоваться компьютерной анимации. Вместе с приемами, изобретенными для каждого кадра отдельно, его стиль придают мультфильмам эффект трехмерного изображения.
Наиболее значимые работы Нордштейна в качестве режиссера: «Ежик в тумане», «Сказка сказок», «Цапля и журавль», «Шинель» и др.
* * *
В 1997 году в Нью-Йорке в одном из красивейших мест города, на берегу реки Гудзон, откуда открывается вид на статую Свободы и Эллис-Айленд – остров первых иммигрантов, открылся музей еврейского наследия – «Живой памятник Холокосту». Идея его создания возникла в 80-х годах прошлого столетия.
О многом рассказывают здешние экспозиции. Вот плакат, появившийся на стенах немецких домов с приходом Гитлера к власти. Еврей изображен на нем огромным кровавым дьяволом, плывущим над Германией. Антисемитизм вбивается в головы маленьких немцев с раннего детства. На стенде игра для детского сада, в ней побеждает тот, кто скорее выгонит всех евреев.
Выставка «Жизнь в тени» – о еврейских детях, которых удалось спасти во время Холокоста. Их отдавали в католические монастыри или христианские семьи, прятали. На стендах – рисунки детей, которым не суждено было стать взрослыми. Еще одна выставка – «Американские евреи во Второй мировой войне». Более 550 тысяч евреев служили тогда в армии США – половина всех мужчин, бывших в армии в возрасте от 18 до 44 лет.
В музее много любопытных экспонатов. Вот персонажи французского еврейского кукольного театра, сделанные по эскизам Марка Шагала. А это – оригинальная менора. Каждая «ветвь» ее заканчивается миниатюрной статуей Свободы. Это работа жителя Нью-Джерси Манфреда Ансона: борьба за свободу и есть вся наша история. Под каждой миниатюрой меноры надпись: «Исход из Египта», «Восстание Маккавеев», «Война за Независимость Израиля» и т. д. Эта менора изготовлена в честь 100-летия статуи Свободы.
Какой контингент людей посещает музей? В большинстве своем это группы из еврейских и общеобразовательных школ. Несколько десятков тысяч детей в год. В школьных программах есть тема Холокоста. И отдельные уроки проходят в музее. Часто приходят сюда также семьями – родители с детьми.
Нью-йоркский музей поддерживает связи с коллегами из «Яд ва-Шем», с еврейскими музеями в Бельгии, Франции, Греции, Белоруссии, в Москве, Вильнюсе и, конечно, в Вашингтоне.
* * *
В 1941 году сотрудник СС Адольф Эйхман представил на подпись начальнику Службы безопасности Гейдриху инструкцию относительно введения в Германии и оккупированных областях отличительного знака для евреев.
Еврейские организации были обязаны сами изготавливать эти знаки. Носить их предписывалось всем евреям, без ограничения возраста и пола, на левой стороне груди.
Особый знак для евреев уже использовался в Восточной Европе, данная инструкция его узаконила. Это была Звезда Давида желтого цвета.
* * *
Марри Гелл-Манн — американский физик-теоретик, известный своими работами по физике элементарных частиц, родился в 1929 году в Нью-Йорке в семье евреев-иммигрантов из Восточной Европы — директора курсов английского языка для иммигрантов Артура Исидора Гелл-Мана и Паулины Райхштейн.
Гелл-Манн закончил Йельский университет в 1948 году. В 1951 году получил докторскую премию по физике. Он внес значительный вклад в изучение физики элементарных частиц. В 1961 году он предложил новую классификацию частиц-адронов, а позднее разработал кварковую модель элементарных частиц.
Гелл-Манн является лауреатом Нобелевской премии по физике, присужденной ему в 1969 году «за открытия, связанные с классификацией элементарных частиц и их взаимодействий».
Умер Марри Гелл-Манн в 2019 году в Санта-Фе (США).
* * *
Использованы сайты isrageo.com, rbc.ru, ru.wikipedia.org