* * *
В 2009 году центр «Яд Вашем» присвоил звание Праведника мира Вильгельму Хозенфельду, спасшему в дни Второй мировой войны от уничтожения многих евреев. Среди евреев, спасенных Хозенфельдом, был Владислав Шпильман – польский пианист еврейского происхождения, который послужил прообразом главного героя фильма «Пианист» режиссера Романа Полански.
Вильгельм Хозенфельд, призванный в вермахт незадолго до Второй мировой, служил в Польше. Большую часть войны он провел в Варшавском гетто, где отвечал за спорт и культуру. Офицера Хозенфельда привлекали к допросам «еврейских мятежников» после подавления варшавского восстания летом 1944 года. Однако, ученые пришли к выводу, что Хозенфельд не был причастен к массовым убийствам.
Еще до окончания войны Хозенфельд был взят в плен советскими войсками, был судим и приговорен к пожизненному заключению. Срок он отбывал в колонии под Сталинградом, где скончался в 1952 году.
К Праведникам мира согласно израильскому Закону о Памяти Катастрофы от 1951 года, могут быть причислены неевреи, спасавшие евреев в годы Катастрофы, рискуя при этом собственной жизнью. С 1960 года специальный институт при Музее Холокоста наградил званием Праведник мира более 22.000 людей.
* * *
В 1875 году на Еврейском Преображенском кладбище Петербурга по проекту архитектора Якова Германовича Гервица открыт дом омовения и отпевания.
С этого момента единственным местом захоронения петербургских евреев стало Преображенское кладбище. Велось благоустройство кладбища, проводились ежегодные воскресники по уборке. Был построен домик для раввина, где он жил постоянно. Вокруг кладбища поставили забор.
В предыдущие годы община приобретала участки для захоронения на кладбищах, которые назывались Старо-Волковским и Ново-Волковским.
Согласно документу, разработанному Кладбищенским управлением и утвержденному общиной 11 октября 1872 года под названием «Порядок вступления в пользование новым кладбищем», захоронения производились по одному из пяти разрядов (от самого дорогого 1-го до бесплатного 5-го, на что были разработаны соответствующие тарифы), в соответствии с этим делилась и вся земельная площадь.
Введенный порядок разделения кладбищенской земли по разрядам был нетрадиционным, также как нетрадиционным было и отсутствие разделения на мужские и женские участки захоронений.
* * *
Михаил (Моисей) Абрамович Швейцер родился в 1920 году в Перми. Окончил режиссерский факультет ВГИКа. Он учился в мастерской Эйзенштейна. «Я ученик Эйзенштейна, – любил говорить Швейцер. – Я действительно помню многие его заветы…»
Его появление в кино пришлось на период «борьбы с космополитизмом». Уволенный с киностудии «Мосфильм», он только при помощи Михаила Ромма, у которого был ассистентом режиссера на фильме «Человек № 217», смог устроиться на Свердловской киностудии режиссером документальных фильмов.
В 1954 году удалось снять фильм «Кортик» по книге Анатолия Рыбакова.
Интерес Швейцера к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни проявился в его самостоятельных фильмах о советской деревне – «Чужая родня и «Тугой узел» по Тендрякову.
Следующий фильм Швейцер поставил на историко-революционную тему. Это был «Мичман Панин» с Вячеславом Тихоновым в главной роли.
Картина «Время, вперед!» вышла в 1966 году, она сделана под большим влиянием уроков Эйзенштейна. «Я вообще считаю эту картину своей лучшей», – считал Швейцер.
В полной мере талант Швейцера раскрылся в серии экранизаций литературной классики. Он снял фильмы по произведениям Л.Н. Толстого («Воскресение», «Крейцерова соната»), И.А. Ильфа и Е.П. Петрова («Золотой теленок»), А.П. Чехова («Карусель», «Смешные люди»), А.С. Пушкина («Маленькие трагедии») и Н.В. Гоголя («Мертвые души»). Эти фильмы вошли в золотой фонд отечественного киноматографа.
Михаил Швейцер умер в 2000 году в Москве.
* * *
Использованы сайты: biography.wikireading.ru, google.com, google.com