* * *
В 1924 году была образована голливудская киностудия «Метро-Голдвин-Майер», которая долгие годы была безоговорочным лидером голливудской киноиндустрии.
Успех фирмы, ставшей воплощением Голливуда, был результатом предпринимательского таланта двух выходцев из черты оседлости Российской империи, чьи англизированные имена вошли в ее название, – Самюэла Голдвина (Шмуэль Гельбфиш) и Луиса Майера (Лазарь Меир). Родившиеся в последней трети XIX века (один – в Варшаве, а другой – в Минске), они вместе с родителями эмигрировали в Новый Свет, спасаясь от погромов и нищеты. Там они из бедных скитальцев, зарабатывающих на хлеб разными занятиями, превратились в кинопродюсеров, создателей зарождавшегося искусства кинематографа.
* * *
17 апреля 1855 года в Лубнах Полтавской губернии в еврейской семье родился будущий историк литературы и общественной мысли Семен Афанасьевич Венгеров.
В 1879 году Венгеров окончил юридический факультет Петербургского университета и недолгое время работал помощником присяжного поверенного. А после того, как он сдал экзамены и получил диплом Юрьевского университета (историко-филологический факультет), Семен Венгеров служит в правлении Либаво-Роменской железной дороги. С 1890 года он полностью посвятил себя историко-литературной и библиографической деятельности.
Литературной и научной деятельностью Венгеров начал заниматься в студенческие годы. Первое крупное литературоведческое его исследование – книга «Русская литература в ее современных представителях. Критико-биографические этюды». Он также опубликовал в газете «Новое время» серию литературных очерков, посвященных русской литературе, преимущественно творчеству писателей второго эшелона.
Венгеров читал курс русской литературы в Петербургском университете. Однако в 1899 году он был отстранен от преподавания за «политическую неблагонадежность». Смог вернуться в университет только в 1906 году. В 1910-м Венгеров был избран профессором Высших женских (Бестужевских) курсов и Психоневрологического института (Петербург). Активно участвовал в работе Литературного фонда. С 1917 года он стал директором Российской книжной палаты, созданной по его инициативе.
Взгляды Венгерова складывались под влиянием народников. Как литературовед он был представителем культурно-исторической школы. Автор многочисленных критико-биографических очерков, посвященных Н.Некрасову, И.Лажечникову, А.Писемскому, И.Гончарову, Н.Гоголю, А.Чехову, К.Аксакову и др. Одна из основных работ Венгерова – «История новейшей русской литературы» – была запрещена постановлением Комитета министров (с уничтожением тиража) за высокую оценку деятельности А.Герцена и М.Петрашевского.
Венгеров работал над составлением справочных изданий, имеющих большое историко-литературное значение, был редактором «Библиотеки великих писателей» издательства Брокгауза и Ефрона.
Семен Венгеров умер в 1920 году в Петрограде.
* * *
Участник революционного и национально-освободительного движения в Западной Беларуси Иосиф Гдальевич Бернштейн родился в 1904 году в Пинске в семье рабочего.
В 1921 году Иосиф поступил на спичечную фабрику, на которой проработал до первого ареста за революционную деятельность. Был арестован польской полицией за принадлежность к комсомолу и осужден окружным судом на 4 года тюремного заключения.
Бернштейн являлся членом Пинских городского и окружного комитетов КПЗБ, инструктором ЦК КПЗБ по Белостокскому и Виленскому округам, секретарем Виленского окружкома КПЗБ. Участвовал в организации забастовок, за что снова был арестован и судим: с 1934 по 1939 гг. сидел за революционную деятельность в тюрьме.
С приходом в Пинск РККА Бернштейн работал начальником хозяйственного отдела штаба рабочей гвардии Пинска, председателем фабкома спичечной фабрики, начальником отдела кадров мясокомбината.
После войны с 1944 года работал в Пинске на фанерно-спичечном комбинате. С 1952 персональный пенсионер.
Умер Иосиф Бернштейн в 1966 году.
К сожалению, «Авив» не располагает фотографией Иосифа Бернштейна.
* * *
Советский офицер, участник Великой Отечественной войны Борис Давидович Лев родился в 1911 году в селе Тишковка Елисаветградского уезда (ныне Кировоградской области Украины) в семье рабочего.
Лев окончил школу ФЗУ «Мукомол» в Днепропетровске (сейчас Днипро, Украина) в 1930 году, затем работал инструктором этой же школе. С октября 1932 года — заведующий отделом кадров в городском земельном отделе Кировограда.
В Красной Армии с ноября 1933 года. Без отрыва от службы окончил первый курс вечернего отделения Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе при Киевском Доме Красной Армии. Участвовал в боях с японцами на Халхин-Голе (Монголия), участвовал в освободительном походе в Западной Украине.
Боевое крещение в Великую Отечественную войну Борис Лев получил в ходе битвы за Москву. Тогда, 9 декабря 1941 года, его подразделение первым вошло в город Елец. Капитан Лев был награжден орденом Красной Звезды.
Лев проявил исключительное мужество в ходе битвы за Днепр осенью 1943 года. Выйдя первым к Днепру с вверенным ему стрелковым полком, он переправил на правый берег реки одну роту и, когда та захватила небольшой плацдарм, сам переправился на него. Оттуда по рации руководил переправой остальных подразделений полка. Полк успешно выполнил задачу по захвату и расширению плацдарма, отбив при этом непрерывные контратаки гитлеровцев.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии подполковнику Льву Борису Давидовичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Генерал-майор Иосиф Борисович Лев скончался в 1971 году в Москве.
* * *
Советский авиаконструктор Дмитрий Владимирович Лещинер родился в 1915 году в селе Боярка-Будаевка (ныне — город Боярка Киевской области Украины).
В 1931 году Дмитрий Лещинер устроился работать деталировщиком в Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Годом позже он занял должность чертежника-конструктора в авиационном техникуме при Центральном аэрогидродинамическом институте в городе Жуковском Московской области. В 1934 году Лещинер окончил этот техникум, затем курсы при опытно-конструкторском бюро (ОКБ) по изучению аэродинамики самолета с дозвуковыми и сверхзвуковыми скоростями полета.
С 1936 года Лещинер работал на заводе № 39 Народного комиссариата оборонной промышленности СССР (ныне — ОАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина»). Участвовал в разработке более чем 50 видов самолетов. В 1970 году за создание межконтинентального пассажирского самолета «Ил-62» Лещинеру была присуждена Ленинская премия.
Закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1981 году Дмитрий Владимирович Лещинер был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда.
Скончался Дмитрий Лещинер в 1996 году, похоронен в городе Домодедово Московской области.
* * *
Использованы сайты ru.wikipedia.org и isrageo.com
Похожие статьи
Оставить комментарий