* * *
Правозащитник, либеральный общественный деятель Валерия Ильинична Новодворская родилась в Барановичах в 1950 году.
Отец Валерии Ильиничны Илья Борисович Бурштын был по специальности инженером. Он окончил радиофизический факультет. Во время Великой Отечественной войны Бурштын был связистом, воевал на 3-м Белорусском фронте, дошел до Кенигсберга. После войны возглавлял отдел электроники в Московском научно-исследовательском институте и участвовал в создании систем противовоздушной обороны.
Фамилию матери Новодворская носила, поскольку, как отмечал Бурштын, из-за «дела врачей-отравителей» и дела Еврейского антифашистского комитета в СССР «непопулярны были еврейские фамилии. Поэтому Новодворская считала себя русской.
Новодворская — политический деятель, основательница праволиберальных партий «Демократический союз» (председатель Центрального координационного совета) и «Западный выбор».
Валерия Новодворская — автор книг «Над пропастью во лжи», «Мой Карфаген обязан быть разрушен», «По ту сторону отчаяния», «Прощание славянки», «Поэты и цари». Публиковалась в «Грани.ру», «Эхо Москвы», «The New Times».
Новодворская скончалась в Москве в 2014 году.
* * *
Белорусский спортсмен и тренер по пулевой стрельбе Георгий Наумович Волынский родился в 1926 году в украинском городе Миргород. Звание мастера спорта СССР международного класса присвоено в 1967 году.
Волынский трехкратный чемпион СССР в личном первенстве и 10-кратный в командном.
Завершив спортивную карьеру, Георгий Наумович стал тренером. Почетные звания — заслуженный тренер Беларуси (1975) и заслуженный тренер СССР ему присвоены в 1975 и 1985 гг.
Умер Георгий Наумович Волынский в 1997 году.
К сожалению, в редакции «Авив» фото Георгия Волынского не сохранилось.
* * *
В 1864 году в Вене, в старинной семье раввинов и талмудистов, выходцев из Польши и Галиции, родился Натан Бирнбаум, в будущем писатель и философ, один из создателей сионистской идеологии. После окончания гимназии он поступил в Венский университет. В 1883 году Бирнбаум организовал первое еврейское студенческое общество «Кадима» («Вперед»), провозгласившее лозунг национального воссоединения евреев в Палестине. Натан Бирнбаум основал первый сионистский журнал на немецком языке, деньги на издание которого дала любящая мать, продавшая для этого собственный магазин.
В своих статьях, лекциях и беседах он впервые предложил термин «сионизм» и выдвинул идеи национального возрождения еврейского народа. Это было за несколько лет до появления работы «Еврейское государство» Теодора Герцля, который высоко ценил деятельность своего соратника и оппонента.
Натан Бирнбаум в 1897 году принял участие в Первом сионистском конгрессе в Базеле. Его избрали главным секретарем Исполнительного комитета сионистского движения, который располагался в Вене. Однако очень скоро Натан Бирнбаум, возможно, под влиянием традиций своей семьи, ортодоксальных взглядов дедов отошел от идей политического сионизма. Он выдвигает теорию так называемого «галут-национализма», ставит на первый план сохранение духовных ценностей, языка идиш, религиозных традиций, так характерных, прежде всего, для евреев Восточной Европы.
Натан Бирнбаум написал ряд статей в защиту языка идиш, читал лекции в России, США, Польше, других странах, организовал в Черновицах конференцию специалистов по идишу. Он все больше погружался в ортодоксальный иудаизм и в 1919 году опубликовал эссе «От вольнодумства к вере», где рассказал о собственном опыте обращения к иудаизму. В том же году он был избран генеральным секретарем всемирной организации «Агудат Исроэль».
До 1933 года Натан Бирнбаум жил и работал в Германии. После прихода нацистов к власти он переехал в Голландию. Там он и завершил свой земной путь в 1937 года в городке Схевенинген.
* * *
В 1908 году в городке Константиноград Полтавской губернии в семье переписчика Торы и переплетчика Шлемы (Соломона) Гуревича родился сын, которого назвали Эли (Илья). Ему суждено было стать писателем, публицистом, общественным деятелем, классиком украинской литературы советского периода, оставшимся в энциклопедиях и учебниках под именем Леонид Первомайский.
В первые послереволюционные годы, чтобы помочь семье, Эли оставил школу, в 15 лет устроился работать на сахарный завод.
Илья Гуревич (еще не Леонид Первомайский) вырос в еврейской семье, прекрасно знал идиш, но и украинский был для него родным. Именно на этом языке он писал стихи и прозу, статьи и пьесы, хотя тематика первых произведений самым тесным образом была связана с еврейским бытом знакомых и близких местечек. Первые повести – «Зонтик Пинхуса-Моти», «В переплетной», «Из Песни Песней» – были навеяны детскими воспоминаниями, но к концу 1920-х гг. чуткий Леонид Первомайский почувствовал, что надо менять «основной курс». Он полностью переключился на произведения так называемого «общественного звучания», комсомольскую тематику. Власти поддержали и одобрили творчество молодого «трубадура», когда он одну за другой выпустил в свет книги «Моя веселая молодость», «Неизвестные солдаты», «Героическая баллада», наполненные барабанной дробью победных сталинских пятилеток. В тридцатых годах вышло в свет пятитомное собрание сочинений 25-летнего автора.
В годы Второй мировой Леонид Первомайский был военным корреспондентом, показал себя храбрым солдатом, заслужил боевые награды. В 1946 году Первомайский награжден Сталинской премией. Но три года спустя, несколько центральных украинских газет по команде «сверху» разом обрушились на него с нападками, обвиняя в «еврейском национализме». Даже звонкий псевдоним – Первомайский – не спас Гуревича от преследований, впрочем, как и многих других его собратьев.
Только с приходом пресловутой «оттепели» Леонид Первомайский снова вернулся к активной литературной работе. Вышла в свет его поэма «Сильнее смерти», в которой с большой трагической силой он показал горести и беды Катастрофы евреев на Украине в годы нацистской оккупации. Этой печальной теме посвящены и его поэмы «В Бабьем Яру» и «Майданек».
Леонид Первомайский (Илья Гуревич) ушел из жизни в 1973 году в Киеве.
* * *
Использованы сайты: isrageo.com, ru.wikipedia.org
Похожие статьи
Оставить комментарий