* * *
Война Судного дня. 1973 год. 3-я египетская армия окружена в Синае. Израильские танки в 100 километрах от Каира.
Израильское кольцо окружения египетских войск замкнулось, и перед египетской армией встала угроза полного уничтожения.
Египетское командование слишком поздно осознало случившуюся катастрофу. К 19 октября израильские войска, уничтожая все на своем пути, уже глубоко проникли на египетскую территорию: они штурмовали города Суэц и Исмаилию, вышли к Порт-Саиду. Путь на Каир был открыт – у Египта уже не было войск, чтобы защитить свою столицу.
* * *
19 октября 1976 года, не получив ответа на заявление с требованием сообщить в письменной форме о причинах и сроках отказа в просьбе разрешить выезд в Израиль, его авторы пришли в приемную Президиума Верховного Совета с требованием ответа на заявление, поданное месяц назад. Они отказались покинуть приемную, пока их законное требование не будет удовлетворено.
Вечером дружинники силой выдворили их из приемной, загнали в автобус и, увезя за город, высадили. На следующий день все повторилось, но евреи отказались выходить из автобуса в пустынном месте далеко от Москвы. Их вышвырнули силой, избив при этом.
После этого происшествия в приемную явились уже не двенадцать, а сорок четыре человека. Они повторили требование двенадцати, а также требовали наказания виновных в избиении.
Делегацию отказников принял министр внутренних дел Щелоков, но он не дал ответа ни на один вопрос. Тогда вся группа, надев желтые звезды, прошла по центру Москвы к ЦК партии.
* * *
В 1941 году немцы и полицаи уничтожили все еврейское население Борисова – 8 000 человек.
Вечером 19 октября 1941 года немцы и полицаи устроили банкет, на котором оберштурмфюрер Краффе, его помощник Айхе и бургомистр Борисова Станислав Станкевич объявили присутствующим, что через несколько часов начнется «важнейшая акция» (таким эвфемизмом немцы заменяли термин «массовое убийство»). Организацию убийства и осуществление самого расстрела взяла на себя «Русская полиция безопасности» под начальством поволжского немца Эхова (Эгофа) Давида Давидовича. На помощь в проведении столь массовой расправы был вызван отряд литовских полицейских под командованием Импулявичуса.
Из рапорта вахмистра Зеннекена генералу Лахаузену: «Начальник местной полиции Эгоф, незадолго до этого назначенный СД на эту должность, информировал меня, что в ночь с воскресенья на понедельник все евреи Борисова будут расстреляны. На мой изумленный вопрос, возможно ли за одну ночь отправить на тот свет 8000 человек в организованном порядке, он ответил, что это не впервой, и вместе со своими людьми он справится с поставленной задачей; в этом деле он больше не профан».
Убийства начались в 3 часа ночи с 19 на 20 октября с окружения гетто. Первыми на место казни начали вывозить мужчин. Борисовских полицаев для организации вывоза и убийства такой массы людей не хватало, поэтому из соседних полицейских участков немцы привезли дополнительные подразделения. С утра начали вывозить на смерть оставшихся евреев. Грузовики, заполненные женщинами и детьми, двигались от улицы Полоцкой к аэродромному полю, где были вырыты расстрельные ямы. Весь день машины шли одна за другой, перевозя евреев к месту убийства, и возвращались назад с вещами убитых. Но машин все равно не хватало, и полицаи гнали группы женщин и детей пешком, избивая их железными прутьями. Всё происходило с утра до ночи на глазах местного населения. Убежать было невозможно, потому что вдоль улиц стояли полицаи и сразу стреляли в тех, кто пытался скрыться.
По немецким отчетам было расстреляно 7245 борисовских евреев.
* * *
Русский поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен Александр Аркадьевич Галич (настоящая фамилия Гинзбург) родился в 1918 году в Екатеринославе (ныне Днепр, Уераина). Его отец, Арон Самойлович Гинзбург, был экономистом; мать, Фейга (Фанни, Фаина) Борисовна Векслер, работала администратором в консерватории.
В 1939 году Александр Галич поступает в Театр-студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека. Его дебют как драматурга состоялся через год учебы, в соавторстве с другими учениками он создал сценарий для спектакля «Город на заре». А также написал для пьесы песни и сыграл одну из ролей.
В начале войны парня освободили от службы по медицинским показаниям. Позднее с геологоразведочной партией Галич отправляется в Грозный и уже там поступает в драмтеатр, где работает несколько лет.
Александр Галич – автор нескольких пьес («Походный марш», «Пути, которые мы выбираем», «Матросская тишина» и др.) и киносценариев, среди которых: «Вас вызывает Таймыр», «Верные друзья», «Бегущая по волнам», «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «На семи ветрах» и др.
В конце 1950-х годов Галич начал сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. В этом жанре Галич сформировал особое направление. Их Галич впоследствии включал в сборники. В дальнейшем его песни становились все более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали и не позволяли выпустить пластинку. По сути дела, это был запрет на любую профессиональную деятельность и работу.
В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать из СССР.
Александр Галич скончался 15 декабря 1977 года в результате несчастного случая, на 60-м году жизни. Галич трагически погиб от удара электрическим током при подключении антенны к телевизору.
Жена Ангелина Николаевна рассказывала: «Саша давно мечтал о какой-то необыкновенной стереосистеме «Грюндиг». Когда ее привезли к нам, рабочие сказали, что подключать ее должен завтра специалист. Я ушла в магазин, а Саша стал чего-то соединять, взялся за батарею отопления, его пронзило током…».
Александр Аркадьевич Галич был похоронен недалеко от Парижа, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
* * *
Один из крупнейших пианистов ХХ века Эмиль (Самуил) Григорьевич Гилельс родился в Одессе в 1916 году. Его отец, Григорий Григорьевич, работал бухгалтером на сахарной фабрике; мать, Эсфирь Самойловна Замощина, была домохозяйкой.
В 1935 году окончил Одесскую консерваторию. В 1935—1938 годах Гилельс совершенствовался в Школе высшего мастерства при Московской консерватории у Генриха Нейгауза. Стал солистом Московской государственной филармонии. Во второй половине 1930-х годов добился крупных международных успехов: занял 2-е место на Международном конкурсе пианистов в Вене, уступив Якову Флиеру, а через два года взял у него реванш, выиграв Международный конкурс имени Изаи в Брюсселе, где Флиер остался на третьем месте.
Вернувшись в Москву, Гилельс начал преподавать в консерватории в качестве ассистента Генриха Нейгауза.
В годы войны участвовал в военно-шефской работе, осенью 1943 года дал концерты в блокадном Ленинграде. В 1945 году выступил в Потсдаме на конференции глав правительств СССР, США, и Великобритании.
Эмиль Гилельс — один из крупнейших музыкантов XX века. Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал фортепианные произведения от эпохи барокко до музыки XX века. Особое значение в его творчестве имели произведения Людвига ван Бетховена. Пианист неоднократно исполнял и записывал все фортепианные концерты композитора, но не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат.
Игру Эмиля Гилельса отличали безупречная техника, яркость и сила исполнения — и в то же время глубокая лиричность и деликатность интерпретации, тонкое чувство стиля.
Умер Эмиль Гилельс в Москве в 1985 году.
* * *
Использованы сайты: ru.wikipedia.org, isrageo.com