* * *
В 1923 году в Страсбурге в семье еврейских эмигрантов из Польши родился французский актер-мим Марсель Марсо (настоящая фамилия Манжель).
Марсель посещал школу декоративных искусств в Лиможе, затем учился в парижском Театре Сары Бернар у режиссера Шарля Дюллена и актера Этьена Декру (именно Декру обучил Марсо мимическому искусству).
Во время Второй мировой войны Марсель, будучи участником Сопротивления, был вынужден бежать из Парижа. Большинство его родственников, в том числе родители, погибли в Освенциме.
Интерес к актерскому искусству у Марсо пробудился после знакомства с фильмами Чаплина. В 1947 году Марсо создал сценический образ Бипа — белолицего клоуна в полосатом свитере и потрепанной шляпе, что принесло ему всемирную известность. Тогда же он организовал труппу «Содружество мимов». Его постановки шли на лучших площадках, включая Театр Сары Бернар и Театр Елисейских полей.
Марсель Марсо стал родоначальником жанра драматической пантомимы, соединившей классические традиции французских мимов и немецкого экспрессионистского театра. Среди его постановок — глубоко драматичные, насыщенные емкими образными обобщениями и философским содержанием пантомимы «Смерть перед зарей», «Шинель», «Отрочество, зрелость, старость, смерть», «Париж смеется, Париж плачет», «Давид и Голиаф» и др.
Марсо был награжден орденом Почетного легиона — высшей государственной наградой Франции.
Умер Марсель Марсо в 2007 году в Париже. Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.
* * *
В 1862 году в Одессе в семье Иосифа Пастернака, содержателя небольшой гостиницы, родился сын, которого назвали Аврахам Лейб, в будущем художник Леонид Пастернак.
С 12 лет Лнонид сочетал учебу в гимназии с занятиями в Одесской рисовальной школе. Поступить в Московское училище живописи ему не удалось, и он уехал в Мюнхен, где окончил курс Академии художеств. В 1889 году Леонид Пастернак женился на пианистке Розалии Кауфман, в том же году поселился в Москве и открыл свою рисовальную школу. У них родился первенец – сын Борис, будущий поэт, лауреат Нобелевской премии.
В 1894 году Леониду Пастернаку предложили должность профессора Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но при условии, что он пройдет обряд крещения и примет православие. Он отказался. Впоследствии его все же утвердили в этом звании, и Пастернак оставался профессором училища почти четверть века.
В эти годы художник сблизился со Львом Толстым, он написал групповой портрет «Семья Л.Н.Толстого в Ясной Поляне», создал по просьбе писателя серию иллюстраций к роману «Воскресение», которые заслужили высокие награды на международной выставке в Париже. В 1905 году. Леонид Пастернак получил звание академика живописи.
В 1921 году вместе с семьей он выехал из советской России и поселился в Германии. Леонид Пастернак руководил художественным отделом берлинского филиала издательства «Явне» (Иерусалим), в этом издательстве был издан его альбом портретов видных деятелей еврейской культуры.
В том же году в Берлине была опубликована философская работа Леонида Пастернака «Рембрандт и еврейство в его творчестве».
В 1924 году художник побывал в Эрец-Исраэль. Новые впечатления отразились в картине «Палестинский ландшафт» и во многих других. В середине 1930-х гг., после прихода нацистов к власти, Леонид Пастернак покинул Германию и вместе с семьей выехал в Англию.
В 1945 году Леонид Иосифович Пастернак скончался в Оксфорде.
* * *
Будущий известный американский физик Бертон Рихтер родился в 1931 году в Нью-Йорке (США).
Бертон окончил среднюю школу, в которой также учились будущие нобелевские лауреаты Барух Самуэль Бламберг и Ричард Фейнман. Затем Рихтер посещал колледж Академия Мерсерсбурга в Пенсильвании, после чего продолжил обучение в Массачусетском технологическом институте. В дальнейшем работал в Стэнфордском центре линейного ускорителя, которым руководил с 1984 года до 1999 год.
Рихтер, совместно с ученым Дэвидом Ритсоном и при поддержке Комиссии по атомной энергии США, руководил созданием электрон-позитронного коллайдера SPEAR. На этой машине была обнаружена новая элементарная частица, которую он назвал частицей пси (ψ). Эта же частица была одновременно открыта независимо от Рихтера под руководством Самюэля Тинга в лаборатории Брукхейвенской национальной лаборатории, и названа J. В настоящее время эта частица называется J/ψ. За данное открытие оба учёных были удостоены Нобелевской премии по физике в 1976 году.
Бертон Рихтер скончался в Стэнфорде (США) 2018 году.
* * *
22 марта 1905 года в Киеве в семье врача родился советский кинорежиссер Григорий Михайлович Козинцев. Его школьные годы совпали с революцией и Гражданской войной. В 1919-1920 гг. он принимал участие в оформлении спектаклей агитпропа и в опытах авангардистского декорирования уличного пространства.
В 1921 году Козинцев поступил в петроградскую Академию художеств и одновременно вместе с Львом Траубергом и Сергеем Юткевичем организовал Фабрику эксцентрического актера (ФЭКС), задачей которой был поиск новых театральных форм. В их первом немом фильме «Похождения Октябрины» политика смешивалась с буффонадой. Последующие работы «Чертово колесо», «Шинель», «С. В. Д.», «Новый Вавилон», также снятые в технике немого кино, отличались яркой эксцентрикой, в них плакатный язык агитобозрений совмещался с философским гротеском, точный показ бытовых деталей — с романтическим отношением к действительности.
Авангардистский период (1920-е гг.) в творческом сотрудничестве Козинцева с Львом Траубергом был заклеймен советским режимом как период «формалистических вывертов» и ошибок. Следующее десятилетие в их творчестве связано с вошедшей в классику советского кинотрилогией о Максиме: «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона», снятой в жанре историко-революционной эпопеи.
Поздние фильмы Козинцева «Дон-Кихот», «Гамлет» и «Король Лир» представляют собой философское осмысление классических сюжетов мировой литературы на основе русской культурной традиции. Эти фильмы объединены важнейшей для режиссера мыслью о том, что «совесть — главная тема века».
На протяжении многих лет режиссер занимался преподавательской деятельностью: работал во ВГИКе, руководил режиссерской мастерской при Ленфильме. Он также автор ряда книг и исследований: «Наш современник Вильям Шекспир», «Глубокий экран», «Пространство трагедии», «Время и совесть».
Григорий Козинцев умер в Ленинграде в 1973 году.
* * *
В концлагере Освенцим (Аушвиц) гитлеровцы построили 4 газовые камеры и 4 крематория. Все четыре вступили в строй в 1943 году. Один из них, третий по счету крематорий, вступил в строй в Освенциме 22 марта 1943 года.
Среднее число трупов, сожженных за 24 часа с учетом трехчасового перерыва в сутки для очистки печей в 30 печах первых двух крематориев, равнялось 5000, а в 16 печах крематориев I и II — 3000. Когда летом 1944 года крематории IV и V в Биркенау не справлялись с уничтожением тел погибших в газовых камерах, то тела погибших сжигали во рвах за крематорием V. Доставленных в Биркенау из европейских стран мирных жителей еврейской национальности было так много, что обреченные ожидали порой по 6-12 часов в лесной роще между крематорием III и крематориями IV, V своей очереди быть уничтоженными в газовых камерах.
* * *
Использованы сайты isrageo.com и ru.wikipedia.org
Похожие статьи
Оставить комментарий