* * *
24 июня 1931 года, в газете «Правда» была напечатана статья Максима Горького «Об антисемитах».
Еврейская тема занимает важное место в творчестве Максима Горького, особенно в его публицистике. В статьях на эту тему он выступает последовательным и бескомпромиссным врагом антисемитизма и антисемитов, убежденным другом еврейского народа.
Горький отметил, что даже в некоторых произведениях советских писателей, хотя и в завуалированной форме, можно встретить проявления антисемитизма. Он сразу распознал опасность немецкого фашизма для евреев и не только. Он подчеркивал, что антисемитизм немецких нацистов есть проявление гнуснейшей «теории» расизма. Сегодня они проповедуют антисемитизм, завтра — антиславянизм. Горький возмущался, что антисемитизм находит себе сторонников и в демократических странах Запада. Отвечая американскому журналу, он писал: «Европа страдает позорной болезнью антисемитизма. Впрочем, болезнью этой заражена и Америка».
Писатель стал ярым врагом антисемитов еще в юношеские годы после еврейского погрома в Нижнем Новгороде, описанного им в очерке «Погром» (впервые напечатан в 1901 году в сборнике «Помощь евреям, пострадавшим от неурожая»).
Антисемитизм во всех его проявлениях Горький считал наследственным грехом части русского народа, порождением его истории и психологии.
В одном из своих писем (1901 год) Горький писал: «Мне глубоко симпатичен великий в своих страданиях еврейский народ. Я преклоняюсь перед силой его измученной веками тяжких несправедливостей души, измученной, но горячо мечтающей о свободе. Хорошая, огненная кровь течет в жилах еврейского народа».
Весной 1906 года Максим Горький приехал в США. Еврейская община устроила ему прием, который мог бы сравниться только с приемом Гарибальди, вождя освободительного движения Италии во время его пребывания в Америке. На многотысячном митинге евреев Нью-Йорка писатель выступил с яркой речью, в которой заклеймил антисемитов, которые пытаются «тащить мир назад в средневековье». По инициативе Горького было создано «Русское общество для изучения еврейской жизни», Горький активно боролся с юдофобами и антисемитской клеветой.
В 1915 году по инициативе Горького был издан сборник «Щит». Он был редактором и составителем этого сборника. В «Щите» размещались статьи политических деятелей с резкой критикой антисемитизма и царской политики относительно еврейского вопроса. В статье самого Горького в этом сборнике бесправие евреев рассматривалось как концентрированное выражение социального и морального гнета, царящего в России.
В 1917-1918 годах в газете «Новая жизнь» Максим Горький опубликовал цикл статей. Он предупреждал, что и после падения царизма существует реальная опасность возрождения и распространения антисемитизма.
В 1919 году писатель выпустил книгу «О евреях». Он писал, что позорное для русской культуры положение евреев на Руси — это тоже результат нашей небрежности к самим себе, нашего равнодушия к запросам жизни.
Классик русской и мировой литературы Горький считал, что «евреи — старые крепкие дрожжи человечества. Они всегда возвышали его дух, внося в мир беспокойные, благородные мысли, возбуждая в людях стремление к лучшему».
Горький высоко ценил творчество Бялика. В выступлении на Первом Всесоюзном съезде писателей называл его гениальным поэтом. Дружил с Шолом-Алейхемом, проявлял большой интерес к творчеству Шолома Аша и других еврейских писателей.
В ряде статей и очерков Горький раскрывает природу и корни антисемитизма. В своей статье «Об антисемитизме» он характеризует юдофобство как «гибельнейшее выражение человеконенавистничества».
Уже во времена советской власти Горький не раз выступал в защиту культуры на иврите, которая преследовалась большевиками. В 1928 году нелегальная конференция преподавателей иврита, которая состоялась в окрестностях Твери, обратилась с письмом к Горькому. Это был один из первых образцов еврейского самиздата.
Решительная и четкая позиция Горького в еврейском вопросе вызывала ненависть к классику со стороны антисемитов, черносотенцев.
* * *
Использован сайт old.kemokiev.org
Похожие статьи
Оставить комментарий