* * *
Театральный режиссер, первая в мире женщина оперный режиссер, публицист, драматург и педагог Наталия Ильинична Сац родилась в семье музыкантов в 1903 году в Иркутске.
Наталия Сац — основатель и руководитель шести детских театров, среди которых первый в мире драматический театр для детей и первый в мире музыкальный театр для детей, активный пропагандист музыкального искусства для детей. Внесла большой вклад в развитие детского театра и художественного воспитания детей, создатель целого направления театрального творчества для детей.
В 1937 году Сац была арестована как «член семьи изменника Родины»: ее муж, Израиль Яковлевич Вейцер, народный комиссар внутренней торговли СССР, был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. В лагерях ГУЛАГ Сац провела пять лет. Однако разрешения находиться в Москве не имела, поэтому отправилась в Алма-Ату, где в эвакуации находились многие ведущие артисты. В 1945 году, благодаря ей, открылся первый в Казахстане Алма-Атинский театр юного зрителя (ныне Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Н. Сац), который она возглавляла в течение 13 лет.
В 1958 году Сац вернулась в Москву, руководила Всероссийским гастрольным театром, а затем — детским отделением Мосэстрады. В 1964 году организовала и возглавила первый в мире Московский детский музыкальный театр (ныне Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н. И. Сац).
Наталия Сац умерла в 1993 году в Москве.
* * *
В 1890 году в Филадельфии в семье еврейских эмигрантов из Литвы Мейлаха Радницкого и Мани Лурия родился будущий французский и американский художник, фотограф и кинорежиссер Ман Рэй (Эммануил Радницкий).
В 1897 году семья Радницких переехала в Нью-Йорк, где из-за постоянных антисемитских выпадов Эммануил сменил фамилию на Рэй. Рэй изучал искусство, увлекся фотографией. Благодаря известному фотографу Альфреду Стиглицу Рэй познакомился с европейским авангардизмом. Первая его персональная выставка состоялась в Нью-Йорке в 1915 году.
Ман Рэй начал всерьез заниматься фотоискусством и кинематографом, экспериментировал с различными технологиями. Он стал одним из зачинателей нью-йоркского дадаизма – авангардистского течения в изобразительном искусстве, литературе, театре и кино.
В 1921 году Манн переехал в Париж. Его авторству принадлежит целый ряд известных и ярких дадаистских предметов и инсталляций, созданных как самостоятельно, так и в соавторстве с другими художниками. Вместе с Максом Эрнстом, Миро и Пикассо он участвовал в коллективной выставке сюрреалистов в парижской галерее «Пьер». Снял несколько авангардистских фильмов, а также снялся сам в знаменитом фильме Рене Клера «Антракт». Создал серию известнейших фотопортретов Джеймса Джойса, Гертруды Стайн, Жана Кокто.
С 1940 года Рэй снова живет в США, преподает живопись и фотографию. Однако, через 11 лет он вернулся в Париж. В 1963 году он был принят в игровое сообщество авангардистов «Коллеж патафизики».
Ман Рэй умер в Париже в 1976 году. Похоронен на кладбище Монпарнас.
* * *
В 1873 году в Одессе в зажиточной семье Моше Нахамкиса родился сын, которого назвали Овший, в будущем – один из активных участников революционных событий 1917 года в России, публицист и общественный деятель, оставшийся в истории под псевдонимом Юрий Стеклов.
В Одессе, как и во многих других крупных городах царской России, бурлили молодежные революционные кружки самых разных направлений. Один из таких кружков организовал в еврейском ремесленном училище 15-летний Овший Нахамкис. Через год его исключили из предпоследнего класса гимназии за «антиобщественное поведение». Он покинул родительский дом, ушел «в народ», стал членом одной из подпольных организаций на юге России. Вскоре его арестовали и выслали в Якутию сроком на 10 лет. Но через два года он бежал из ссылки и по поддельным документам сумел выехать за рубеж.
В 1905 году Нахамкис вернулся в Россию, участвовал в формировании социал-демократических фракций в Государственной думе. После разгрома первой русской революции скрывался в подполье, потом уехал во Францию, читал лекции в партийной школе в Лонжюмо под Парижем.
Накануне Первой мировой войны Нахамкис оказался в Германии, местные власти арестовали его и выслали… в Россию. 40-летний революционер решил использовать «передышку» и записался студентом юридического факультета Петроградского университета. Он завершил курс наук и даже успел немного поработать по специальности до февраля 1917 года, когда Россию вновь накрыла волна революционных событий. Вскоре его избрали членом исполкома Петроградского совета, он стал одним из редакторов газеты «Новая жизнь», взял себе псевдоним Юрий Стеклов и под этим именем прожил оставшиеся ему недолгие годы.
После большевистского переворота Стеклов стал главным редактором газеты «Известия». Через год его избрали членом президиума ВЦИК, поручили подготовить текст первой советской конституции. Юрий Стеклов стал председателем Комитета по делам образования и учебных заведений и одновременно одним из руководителей издательской деятельности в стране. Именно он дал тогда «путевку в жизнь» новым большим журналам «Красная новь» и «Новый мир», впоследствии и сам возглавил журнал «Советское строительство». Он собрал свои старые записи лекций в Лонжюмо и опубликовал несколько книг по истории марксистского движения.
В 1938 году Юрий Стеклов был арестован. Обвинения «не тянули» на расстрельную статью, ему дали «всего» 8 лет.
15 сентября 1941 года Юрий Стеклов умер в тюрьме от крайнего истощения. В 1956-м Юрий Стеклов (Овший Нахамкис) был полностью реабилитирован.
* * *
Актриса театра и кино Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская (урожденная Фанни Гиршевна Фельдман) родилась в 1896 году в Таганроге в состоятельной еврейской семье.
Фаина обучалась в Мариинской женской гимназии. В 1915 году уехала в Москву, где познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, впервые встретилась с Василием Качаловым. Судя по ее воспоминаниям, была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой.
Раневская играла во многих российских театрах: в Крыму, в Баку, в Смоленске, в Архангельске, Сталинграде, Москве… Почти четверть века она проработала в Театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше — тишина»).
Пребывание в Театре имени Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссером Юрием Завадским, что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах. Конфликты порождались несходством их творческих методов: решение ролей, предлагавшееся актрисой, было присуще скорее театру брехтовского типа.
В кино Раневская играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался». На киноэкране могла быть и вспыльчивой Лялей в комедии «Подкидыш», и экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии «Весна», и злой мачехой в классической сказке «Золушка». Примечательным низким голосом актрисы говорит «домомучительница» Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся».
Незадолго до смерти горьким сарказмом Раневская написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»…
Фаина Георгиевна Раневская скончалась в 1984 году в Москве.
Современными журналистами Раневская часто оценивается как одна из величайших российских и советских актрис, «королева второго плана».
* * *
Использованы сайты: ru.wikipedia.org и isrageo.com
Похожие статьи
Оставить комментарий