* * *
Американский изобретатель и промышленник Айзек или Исаак Меррит Зингер родился в 1811 году в Питтстауне (США).
Зингер внес существенный вклад в усовершенствование конструкции швейной машины и основал компанию « Singer»; в 1865 году она переименована в «Singer Manufacturing Company», а в 1963 — в «The Singer Company».
Корпорация положила начало франчайзингу, когда в середине XIX века стала заключать с дистрибьюторами товара (швейных машинок) письменный договор на передачу франшизы, которым передавалось право на продажу и ремонт машинок на определенной территории США. Первоначально основное производство было сосредоточено в штате Нью-Йорк, но в настоящее время находится в основном в Теннесси (в Ла-Верне в 30 км от Нэшвилла).
Умер Исаак Зингер в 1875 году в Пейнтоне (Англия).
* * *
Живописец еврейского происхождения, самобытно соединивший в своем творчестве пути русского модерна и авангарда Роберт Рафаилович Фальк родился в 1886 году в Москве.
Его отец был шахматистом и юристом. Образование Роберт получил в Москве в Петропавловском реальном училище. Однако с раннего возраста его влекло искусство живописи. С 1904 года он начинает заниматься рисованием в частных школах и студиях. Среди них были студии И. Дудина, К.Юона, И Машкова. В 1905 году Фальк поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были К. Коровин, В. Серов, Б. Пастернак, В. Васнецов. В этот период начинающий художник принимает участие в различных выставках.
Фальк станет одним из основателей и активных участников общества «Бубновый валет». Он стремился работать угловатыми пятнами, использовал насыщенные цвета, пытался добиваться объемности форм. Его ранние работы отличаются мастерской проработкой форм. Он добивается этого, используя особые приемы, позволяющие добиться выразительного объема. По утверждению самого художника, такая выразительность формы позволяет вызвать особую эмоциональную реакцию, акцентировать внимание на чувствах и ассоциациях.
В 1911 году Роберт Фальк совершает первую поездку за границу. Он посещает Венецию, Флоренцию, Рим и другие города Италии. С 1917 года Фальк становится членом общества «Мир искусства».
После революции Фальк активно занимается преподавательской деятельностью. Он работает во Вхутемасе, учениками художника были Н.М. Ромадин, Г.Г. Нисский, С.А. Чуйков.
Картины Фалька с годами меняются. Его манера становится все тоньше и сложнее. Теперь для того, чтобы передать эмоции, мастеру совершенно не обязательно использовать технику, разработанную в кубизме. Полотна становятся целостными, цвет – более насыщенным.
Параллельно с работой над картинами, Фальк участвует в оформлении спектаклей: «Заколдованный портной», «Ночь на Старом рынке», «Уриель Акоста». В послевоенные годы он работал над декорациям к представлениям «Только правда», «Лев на площади», «Леса шумят».
Перед началом войны художник долгое время трудился в Париже, куда был отправлен в командировку с целью «изучить классическое наследие», в военные годы он был в эвакуации. В это же время он продолжал свою преподавательскую деятельность, работая в Московском художественно-промышленном училище. По возвращении в Москву Фальк продолжал работу над картинами, однако возможности представлять их публике у него уже не было.
Роберт Фальк скончался 1 октября 1958 года в Москве.
* * *
Командир полиции в кантоне Санкт-Галлен (Швейцария), спасший 3600 евреев, Пауль Грюнингер (Грунингер) родился в 1891 году.
В 1938 году, столкнувшись с реальностью в лице тысяч измученных, объятых ужасом, лишившихся всего и оставшихся перед закрытыми границами людей, Пауль Грюнингер пренебрег своим служебным долгом. Он был вынужден выбрать между нравственным законом и законом государства и, вместо того, чтобы задерживать беженцев и отправлять их обратно, Пауль с помощью нескольких подчиненных стал подделывать въездные документы евреев. Задним числом он проставлял в их паспортах даты въезда, предшествовавшие закрытию границ. Таким образом, въезжавшие в страну беженцы не только оставались в живых, но и приобретали официальный статус. Рисковавший жизнью капитан отказывался от любого вознаграждения. «Неповиновение служебному долгу» Пауля Грюнингера позволило спасти 3600 евреев из Германии и Австрии.
Состоявшийся в 1940 году суд, приговорил Пауля Грюнингера к лишению свободы и штрафу. Он также уволен с должности без права на компенсацию и на пенсию. Лишь в 1996 году Швейцария нашла мужество признать свою «ошибку» и посмертно полностью реабилитировать капитана полиции, который слушался своей совести больше, чем приказов сверху.
В 1971 году мемориальный институт Яд Вашем в Иерусалиме наградил Пауля Грюнингера Почетной медалью «Праведника народов мира».
Скончался Пауль Грюнингер в 1972 году.
* * *
Белорусско-еврейский и советский график, художник, этнограф, представитель «Еврейского ренессанса» («Еврейского возрождения») и модерна Соломон Борисович Юдовин (Шлойме Борухович) родился в 1892 в местечке Бешенковичи Лепельского уезда Витебской губернии. Отец будущего художника был ремесленником, мать — домохозяйкой.
В восьмилетнем возрасте Шлойме Юдовин был принят в витебскую Школу рисования и живописи Юделя Пэна. Затем, благодаря помощи своего дяди С. Ан-ского, Юдовин переехал в Петербург учиться в Рисовальной школе Общества поощрения искусств, возглавляемое Н. К. Рерихом, и одновременно обучался в частных петербургских студиях М. Бернштейна и М. В. Добужинского.
Был членом петербургского «Еврейского общества поощрения художеств» (действовавшего в 1915-1919 годах). Юдовин полностью разделял цели движения «Еврейского ренессанса». Он зарисовывал и фотографировал всё, что относится киудаике — предметы еврейского быта, ритуальные принадлежности, надгробия (мацевы), росписи синагог, еврейских орнаментов, изучал художественные особенности еврейского ритуального и декоративно-прикладного искусства.
В 1918 году Юдовин вернулся в Витебск, где окончил Художественно-практический институт. Преподает, вместе с М. Шагалом, Ю. Пэном и А. Бразером принимал участие в «Выставке евреев-художников» и входил в состав художественной комиссии по украшению Витебска к празднованию первой годовщины Октябрьской революции.
В 1923 году Юдовина пригласили в Петроград на должность ученого секретаря и хранителя в Музей Петербургского еврейского историко-этнографического общества. Художник проработал в музее до 1928 года, когда ЕИЭО было ликвидировано, а музей закрыт.
До Великой Отечественной войны во время жизни в Ленинграде Юдовиным были созданы циклы гравюр «Гражданская война» и «Оборона Петрограда в дни наступления Юденича».
Во время войны до середины 1942 года Юдовин прожил в блокадном Ленинграде, в тяжелейших условиях стараясь запечатлеть вид осажденного города и его защитников. Затем художник был эвакуирован в деревню Карабиха под Ярославлем.
В 1944 году Юдовин вернулся в Ленинград и завершил работу над циклом гравюр «Ленинград в дни Великой Отечественной войны». Большинство подобных работ исполнялось в стиле общепринятого в то время парадного официоза, но юдовинские изображения Ленинграда явно выделяются среди них своим суровым трагизмом. По мнению искусствоведов, серия «Ленинград в дни Великой Отечественной войны» стала одной из вершин творчества художника.
Умер Соломон Юдовин в Ленинграде в 1954 году.
* * *
Российский саксофонист (также имеет гражданство США) Игорь Михайлович Бутман родился в 1961 году в Ленинграде,
Игорь Бутман является арт-директором московских джазовых клубов — «Джаз Клуб Игоря Бутмана на Таганке» и «Джаз Клуб Игоря Бутмана на Полянке», продюсер 11 международных фестивалей, владелец российско-американского джазового лейбла «Butman Music». В 2012 году возглавил Московский джазовый оркестр,
* * *
В 1923 году в Нью-Йорке в семье, принадлежавшей к среднему классу, родился будущий американский художник Рой Лихтенштейн.
Первые годы своей жизни Рой провел в родном Нью-Йорке. Ни в одной из школ, где он учился, не преподавалось искусство, поэтому первые шаги в живописи и дизайне он делал как любитель. Возможно, именно потому основным источником вдохновения художника стали образцы массовой культуры. Киноафиши, комиксы и рекламные плакаты – все эти далекие от традиционного искусства объекты Рой впоследствии преобразовал в своем творчестве.
После школы Рой поступил в Университет штата Огайо, учеба в котором была прервана службой в армии во время Второй мировой войны. Демобилизовавшись, Лихтенштейн окончил университет со степенью по изобразительному искусству.
С 1960 года Лихтенштейн приступает к преподавательской работе в Рутгерском университете. Рой создает свои первые работы в стиле поп-арта – направления в изобразительном искусстве, использующего примитивные образцы массовой культуры. Художник использовал картинки из комиксов или мультфильмов и технологию, пришедшую из промышленной печати. В своих работах он стремился к заметному усилению ироничных и саркастичных черт своих персонажей.
Рой Лихтенштейн, один из тысяч выпускников художественных факультетов, не имеющий определенного стиля, превратился в одного из самых узнаваемых художников своего поколения. Вскоре появились его интерпретации картин других художников – Матисса, Пикассо, Ван Гога. Лихтенштейна обвиняли в том, что он, как и в случае с комиксами, просто перерисовывает знаменитые работы в своем собственном стиле. Тем не менее, Рой Лихтенштейн, которого все кому не лень обвиняли в плагиате, стал одним из самых влиятельных художников второй половины ХХ века, и сегодня в рекламе и дизайне чувствуются его идеи.
Рой Лихтенштейн умер в Нью-Йорке в 1997 году. Его картины продаются на аукционах за десятки миллионов долларов.
* * *
В 1941 году до 28 октября в результате фашистского погрома было уничтожено большинство евреев Слуцка.

Проект слуцкого лапидария
27—28 октября 1941 года в еврейском гетто прошла массовая «акция» уничтожения, исполнителями которой были литовские коллаборационисты из 12-го охранного батальона под руководством майора Антанаса Импулявичуса. Гебитскомиссар Карль писал генеральному комиссару Белоруссии Вильгельму Кубе:
«Что касается самого способа проведения акции, я должен с глубоким прискорбием отметить, что он граничил с садизмом. Сам город во время акции представлял собой ужасающую картину. С неописуемой жесткостью, как со стороны немецких полицейских, так и со стороны литовских партизан, еврейское население, а также немало белорусов, были выведены из домов и согнаны в одно место. Повсюду в городе была стрельба, и на некоторых улицах валялись трупы евреев. Мало того, что с еврейским населением, в том числе и с ремесленниками, обращались по-зверски прямо на глазах у белорусского населения, но и само белорусское население точно так же подвергалось избиению резиновыми дубинками и прикладами».
Карль указывал, что убийства сопровождались массовыми грабежами, вымогательствами и вандализмом и просил чтобы его навсегда избавили от встречи с этим литовским батальоном.
По воспоминаниям очевидцев, в этот день в Горевахе было расстреляно 5 000 евреев. Литовскому батальону оказывал помощь 3-й батальон, состоявший из немцев, и вспомогательная полиция Слуцка, состоявшая из местных жителей.
В убийстве 5 900 евреев Слуцка 27-28 октября 1941 года активное участие принимали и силы вермахта.
После октябрьской «акции» часть оставшейся в живых молодежи ушла в партизаны. В связи с этим немцы создали новое гетто — в районе так называемого Школишча, где до войны компактно проживали евреи. Новое гетто обнесли колючей проволокой и тщательно охраняли.
* * *
Использованы сайты: isrageo.com, ru.wikipedia.org, avangardism.ru