* * *
В 1887 году в городе Лодзь родился Артур Рубинштейн — польский и американский пианист и музыкально-общественный деятель еврейского происхождения.
В декабре 1900 года состоялся первый сольный концерт Рубинштейна с оркестром под управлением Иоахима, на котором он исполнил сочинения Шумана, Шопена, Моцарта, а также Второй фортепианный концертКамиля Сен-Санса. Публика приняла юного музыканта с восторгом. В 1904 году состоялся дебют Рубинштейна в Париже, а два года спустя — в Карнеги-холле в Нью-Йорке.
За этим последовали концерты в разных городах Европы и Америки. Артур Рубинштейн признан великим пианистом.
В 1932 году Рубинштейн на несколько лет прекратил выступления, чтобы улучшить своё мастерство и полностью переработать репертуар. Возвращение Рубинштейна на большую сцену состоялось в 1937 году, когда он совершил крупное концертное турне по США.
Большим потрясением для Рубинштейна стало нападение нацистской Германии на Польшу в 1939 году. Многие из его родственников были отправлены в концлагеря. Музыкант навсегда отказался давать концерты в Германии. В 1946 году он принял американское гражданство и вновь начал выступать с концертами по всему миру как солист и в ансамбле с Яшей Хейфецем, Григорием Пятигорским, Генриком Шерингом, Квартетом имени Гварнери и многими другими выдающимися музыкантами.
В честь Рубинштейна в 1974 году в Израиле был учрежден Международный конкурс пианистов его имени. До последних лет своей жизни музыкант оказывал активную поддержку молодым талантливым музыкантам (в их числе Франсуа Рене Дюшабль, Кристиан Цимерман, Даниэль Баренбойм и др.), а также помогал развитию музыкального образования в Израиле. Последний концерт Рубинштейна состоялся 31 мая 1976 года в Лондоне, за три года до того там же вышла в свет первая часть его автобиографии «Мои юные годы», а в 1980 году — вторая часть «Мои долгие годы».
Умер Артур Рубинштейн в 1982 году в Женеве.
* * *
В 1835 году в этот день евреев белорусского городка Велижа (сейчас Смоленская обл. России) освободили от кровавого навета, открыли синагогу, выпустили из тюрьмы арестованных. И все это благодаря заступничеству адмирала Мордвинова.
Вот как описывает эти события в статье «Велижское дело в освещении преданий, документов и памятников литературы» Мирон Рывкин в журнале «Лехаим» за ноябрь 2003 года:
«28 января 1835 г. (18 швата) прибывший из Петербурга через Псков и Торопец фельдъегерь подъехал к дому Орлика Тевелева на углу Базарной площади и Смоленской улицы, где в верхнем этаж помещалась гостиница, и занял номер. Через час во всем городе стало известно, что чиновник привез с собою приказ открыть синагоги и вернуть евреям отнятые у них священные свитки. Огромные толпы народа стали стекаться к дому Тевелева, запрудив вскоре всю улицу и прилегающую к ней часть базара. Представители евреев – духовный раввин реб Беньямин-Гирш, бывший ратман Беньямин Иоф, кагальный резник Берка Зарх и другие – вошли внутрь, и через нисколько минут к Большой синагоге потянулась целая процессия.
Уже смеркалось, и многие, захватив свечи, зажгли их и понесли перед собой. Процессия, по рассказам очевидцев, торжественно двигалась по Духовской улице. Впереди шла бабушка Цирля, маленькая старушка в толстой ватной кофте, густо пропитанной дегтем, которым она торговала на базаре. Притоптывая и хлопая в ладоши, она кричала (почему-то по-русски):
– Наш Б-г! Наша школа! Наш Б-г! Наша школа!
Зима была очень снежная, и, дойдя до синагоги, процессия должна была остановиться. Впереди высились огромные сугробы.
Тем не менее путь тотчас расчистили руками. Железная цепь прорвалась под дружным напором толпы, засов упал, и тяжелая дубовая дверь, скрипя ржавыми промерзшими петлями, отворилась перед благоговейно замершими людьми.
Внутри было пусто и холодно. Разбросанные полуистлевшие книги, сдвинутые в беспорядке скамьи, сорванный со стены рукомойник, наполовину сползшая со стола тяжелая шитая скатерть, раскрытый настежь пустой кивот… Все имело точно такой же вид, как и девять лет назад – в тот день, когда храм был неожиданно запечатан.
В кивоте тотчас замерцала поставленная кем-то свеча, и два глухих удара об стол пронеслись под сводами храма.
Слепой кантор Рувим снова стоял на амвоне: белые клубы пара вырывались у него изо рта, и над головами собравшихся прозвучали древние как мир слова:
– Борху эс а-Шем а-мворох!
Благословите Г-спода! Он же благословен!..»
* * *
Согласно переписи населения Российской Империи 1897 года в России проживали 5 189 401евреев (4.3% всего населения). Вне черты оседлости проживало 316 478 человек.
* * *
В 1949 году газета «Правда» поместила статью «Об одной антипатриотичной группе театральных критиков». С этой статьи началась борьба с космополитизмом.
В результате:
«Иосиф Ильич (Юзеф) Юзовский (1902-1964) – после событий 1949 года шесть лет не переступал порог театров.
Абрам Соломонович Гурвич (1897-1962), литературовед и театральный критик. После публикаций 1949 года, лишенный возможности печататься, жил только тем, что был известным шахматным композитором.
Александр Михайлович Борщаговский (1913-2006), писатель, критик, театровед. Был членом редколлегии «Нового мира» и одновременно — завлитом Центрального театра Красной Армии. После статьи в газете «Правда» из театра был уволен, из служебной квартиры – выселен, и лишен московской прописки, на работу (даже сельским учителем) устроиться не мог.
Григорий Нерсесович Бояджиев (1909-1974), театровед, театральный критик, педагог. После событий 1949 года был отстранен от преподавания в ГИТИСе, уволен из Института искусствознания.
Борис Леонидович Дайреджиев (1902-1955), прозаик, литературовед. В 1949 году исключен из партии и из Союза писателей.
Леонид Антонович Малюгин (1909—1968), драматург, киносценарист, публицист, литературный критик. После собрания в Союзе писателей в 1949 году, его пьесы сняли с репертуара, из проката исчез фильм «Поезд идет на Восток». (сайт kino-teatr.ru)
Политика государственного антисемитизма в СССР была в разгаре.
* * *
Общество всколыхнули утраты, которое понесло интеллектуальное еврейство в этот день:
* * *
В 1986 году произошел взрыв космического корабля «Челенджер», в числе семи погибших астронавтов была первая астронавтка-еврейка Юдифь Резник.
На поминальной молитве в синагоге города Акрон — в той самой, где Юдит проходила обряд бат-мицвы и стояла под хупой — губернатор штата Огайо сказал: «Она знала, что будет в космосе, как дома, и навсегда осталась в нем».
Могилы Джудит Резник не существует. Останки были кремированы, и прах развеян над океаном.
* * *
В этот день в 1996 году в Нью-Йорке (США) скончался Иосиф Бродский, поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года.
Иосиф Александрович Бродский похоронен на старинном кладбище Сан-Микеле в Венеции. Так он завещал.
* * *
Использованы сайты: lechaim.ru и kino-teatr.ru