* * *
Авиаконструктор, член-корреспондент Академии наук СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы, дважды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Сталинской премии Семен Алексеевич Лавочкин родился в 1900 году в еврейской семье в Смоленске (Российская империя, сейчас – Россия). Его отец — Алтер Ильич Лавочкин, меламед (религиозный наставник), мать Гита Савельевна — домохозяйка.
Семен Лавочкин окончил городское училище в Рославле, а затем Курскую гимназию. Согласно нормам того времени, число гимназистов-евреев не должно было превышать пять процентов. Но Лавочкин с юных лет обладал трудолюбием и талантом, и ему удалось окончить гимназию в Курске даже с золотой медалью.
Уже при советской власти, Лавочкин поступил в Московское высшее техническое училище, и после его окончания получил квалификацию инженера-аэромеханика. Работать будущий авиаконструктор начал на авиационном заводе в Филях (тогда – Подмосковье), а уже через 2 года перешел в конструкторское бюро французского инженера Ришара. Впоследствии в Бюро новых конструкций Андре Лавиля Лавочкин занялся конструкцией и компоновкой самолета.
С тех пор и на всю жизнь авиаконструктор полюбил свое дело и стал создавать самолеты-истребители. Талант Лавочкина заметил Туполев, он и пригласил его в Главное управление авиационной промышленности (ГУАП). В 1939 году Лавочкин стал главным конструктором по самолетостроению.
Незадолго до Великой Отечественной войны совместно с авиаконструкторами Михаилом Гудковым и Владимиром Горбуновым Лавочкин создал истребитель ЛаГГ-1, используя новый прочный материал – дельта-древесину. В сентябре 1942 года первые серийные Ла-5, созданные Лавочкиным, были переброшены в Сталинград, на которых советские летчики успешно сражались. Во время Великой Отечественной войны широко применялись истребители Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7. Именно на истребителях конструкции Лавочкина лучший ас СССР Иван Кожедуб сбил 62 фашистских самолета.
После войны под руководством авиаконструктора Семена Лавочкина были созданы первый отечественный самолет со стреловидным крылом Ла-160 и Ла-176, на котором была достигнута скорость полета, равная скорости звука. Последним серийным самолетом Лавочкина стал истребитель Ла-15.
Лавочкин способствовал также созданию ракет. В 1954-56-х годах им была разработана сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета «Буря». Такого аппарата, способного к длительному полету в атмосфере в Советском Союзе еще не было. В 1956 году Семену Лавочкину присвоено служебное звание — Генеральный конструктор по самолетостроению.
Скончался выдающийся конструктор Семен Алексеевич Лавочкин от сердечного приступа 9 июня 1960 года во время испытаний его ракеты на полигоне Сары-Шаган в Карагандинской области (сейчас – Казахстан). Был похоронен в Москве.
Имя Лавочкина носит НПО в Химках (Подмосковье), образованное на базе ОКБ, которым он руководил. Также его именем названы улицы в Москве и Смоленске, там установлены бронзовые бюсты.
* * *
Использованы сайты ru.wikipedia.org, redday.ru
Похожие статьи
Оставить комментарий