* * *
Медик и анатом Людвиг Маврикий Гиршфельд родился в 1814 году в Польше, входившей тогда в состав Российской империи, в бедной и необразованной еврейской семье. Когда Людвигу исполнилось 10 лет, его отец переехал в Варшаву, где получил место резника. Здесь он получил возможность посылать сына в хедер, желая сделать из него ученого талмудиста. Но маленький Гиршфельд быстро понял, что это не его судьба: он решил связать себя с медициной.
Покровителям Людвига Гиршфельда удалось добиться того, что министр народного просвещения Франции разрешил принять его в Парижскую медицинскую школу, несмотря на полное отсутствие научной подготовки. Гиршфельд с жаром принялся за учение. В 1848 году он получил степень доктора медицины.
Людвиг Гиршфельд стал частным образом преподавать описательную анатомию и изучать анатомию нервов. В 1853 году Гиршфельд издал свой труд, являющийся результатом этого изучения: «Nevrologie ou description et iconographie du systeme nerveux et des organes des sens de l’homme, avec leur mode de preparation» («Неврология, или, Описание и иконография нервной системы и органов чувств человека: с их подготовкой»).
В 1859 году Людвиг Гиршфельд получил приглашение в Варшавскую медико-хирургическую академию.
Умер Людвиг Гиршфельд в 1876 году в Варшаве.
* * *
Американский криптограф и математик Соломон Кульбак родился в 1907 году в Нью-Йорке.
По предложению математика Абрахама Синкова Кульбак сдал тест на должность младшего математика гражданской службы. Оба получили назначение в Вашингтон на должность младших криптоаналитиков. Современный криптоаналитик должен иметь познания в области математики и теории алгоритмов. Часто он является криптографом — специалистом по созданию и использованию средств шифрования. Этому понятию Соломон Кульбак следовал всегда.
Молодой криптоаналитик Соломон Кульбак прошел подготовку в тренировочных лагерях в Форт-Мид, после чего получил звание офицера запаса. После завершения обучения Кульбаку была поручена работа по разработке сборников шифров для армии США, тестирование аппаратуры коммерческого шифрования, которую производители предлагали американскому правительству. Одно из заданий криптоаналитика Соломона Кульбака — взлом кода «Красной машины» — секретного шифровального устройства, похищенного у японцев.
В мае 1942 года Кульбак в звании майора был отправлен в Англию для взаимодействия с английскими криптографическими службами. Служил в Блетчли-Парке, где находилось главное шифровальное подразделение Великобритании — Правительственная школа кодов и шифров.
Вскоре после возвращения в США возглавил японское направление в службе дешифровки.
После создания Агентства национальной безопасности Кульбак руководил штатом из 60 сотрудников. Сотрудники Кульбака первыми освоили такие виды машинной памяти, как магнитные ленты и магнитные барабаны, а также многозадачный режим работы компьютеров и вели работы по кибербезопасности.
Кульбак дослужился до звания полковника, после чего ушел на пенсию.
Скончался Соломон Кульбак в 1994 году во Флориде.
* * *
Педагог, отличник народного просвещения РСФСР, математик Хазанкин Роман Григорьевич родился в 1947 году в Тяньцзине (Китай). Его дедушка и бабушка в свое время перебрались в город Харбин в поисках работы. Родители Хазанкина, Григорий Наумович и Любовь Давыдовна (урожденная Дондо) вернулись в СССР, и оказались в городе Белорецке (Башкирия).
Детство, юность и взрослая жизнь Романа Хазанкина связаны с Белорецком (кроме нескольких лет учебы в ВУЗе, аспирантуре и службы в армии).
Роман Хазанкин является создателем системы обучения школьников математике, которая называется «Вертикальная педагогика». Разработанная в конце 1970-х годов, она применяется до сих пор им и рядом его последователей и дает при этом устойчивые высокие результаты обучения и воспитания школьников.
Отличительные особенности системы:
• изменение целей обучения и воспитания школьников. Главные цели — научить школьников читать, писать и говорить; научить их сотрудничеству, созиданию, сопереживанию и сорадованию; научить задавать вопросы по сути изучаемых вещей учителям, старшим школьникам и соученикам; научить школьников делать работу вовремя — вовремя работу начинать, вовремя ее продолжать и вовремя, к положенному сроку, ее завершать.
• планирование учебной нагрузки учителя так, чтобы у него образовалась «вертикаль», то есть по одному классу — например, с седьмого по одиннадцатый класс (аналогично с пятого по девятый). При этом учебный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик более старшего класса был активным помощником учителю в обучении одного ученика из класса ниже.
• изменение традиционной структуры урока.
Еще одна педагогическая разработка Романа Хазанкина — система уроков, которая включает:
• урок-лекцию;
• урок-решение ключевых задач, впервые введенный Хазанкиным, где учитель вместе с учениками вычленяет минимальное число задач, при решении которых реализуется изученная теория;
• урок-консультацию, на котором вопросы задают ученики, а отвечает на них учитель;
• урок-зачет, где школьники из старшего звена вертикали по специально подготовленным блок-схемам опрашивают младших учеников, при этом работа идет в парах (ученик-ученик), обсуждаются вопросы теории, приемы и методы решения ключевых задач, идет совместная работа по составлению новых задач;
• урок анализа результатов зачетного занятия в парах, на котором учитель систематизирует и анализирует трудности, испытанные школьниками, используя зачетные карточки, в которых старшие школьники оценили усвоение теории, практики и умение оформлять решение задач своими подопечными;
• контрольный урок, на котором уже учитель оценивает работу учеников и старшего, и младшего звена;
• урок анализа контрольной работы.
* * *
Использованы сайты: cyclowiki.org и ru.wikipedia.org
Похожие статьи
Оставить комментарий