* * *
В этот день в 1883 году в Праге в немецкоязычной еврейской семье купца-галантерейщика родился писатель Франц Кафка.
В 1906 году он окончил юридический факультет Пражского университета и затем служил в страховом обществе.
Осознав себя профессиональным литератором, сблизился с так называемым пражским кружком писателей-экспрессионистов, в основном — немецкоязычных евреев. Хотя при жизни Кафки лишь немногие его рассказы публиковались в журналах и выходили отдельными изданиями.
Главная тема Кафки — беспредельное одиночество и беззащитность человека перед лицом враждебных и непостижимых для него могущественных сил. Для повествовательной манеры Кафки характерно правдоподобие деталей, эпизодов, мыслей и поведения отдельных людей, предстающих в необычайных, абсурдных обстоятельствах и столкновениях. Несколько архаичный язык, строгий стиль «деловой» прозы, поражающей в то же время мелодичностью, служит для изображения кошмарных, фантастических ситуаций. Спокойное, сдержанное описание невероятных событий создает особое внутреннее ощущение напряженности повествования. В образах и коллизиях произведений Кафки воплощена трагическая обреченность «маленького» человека в столкновении с кошмарным алогизмом жизни. Своеобразная философская проза Кафки, сочетающая символику отвлеченных образов, фантастику и гротеск с мнимой объективностью нарочито протокольного повествования существенно обогатила поэтику XX века.
В 1924 году писатель, умирая, завещал сжечь свои рукописи и не переиздавать опубликованные произведения. Однако его друг и душеприказчик М.Брод, понимая выдающееся значение его творчества, издал в 1925- 1926 гг. романы «Процесс», «Замок», «Америка» (два последних не окончены), сборник рассказов «На строительстве Китайской стены». В 1935 году издано собрание сочинений Франца Кафки.
Произведения Кафки переведены почти на все языки мира. Эпитет «кафкианские» вошел во многие языки мира для обозначения ситуаций и чувств человека, попавшего в лабиринт гротескных кошмаров жизни.
* * *
В 1895 году в селе Зайцево (ныне поселок в составе городского совета Горловки Донецкой области) родился Марк Осипович Рейзен — оперный и камерный певец (бас), педагог, Народный артист СССР.
Во время Первой мировой войны в 1914—1917 годах служил в Финляндском стрелковом полку, дважды ранен, награжден двумя Георгиевскими крестами.
В 1921—1925 годах — Марк Рейзен — солист «Русской государственной оперы» в Харькове (ныне Харьковский театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко), в 1925—1930 — Ленинградского театра оперы и балета (ныне Мариинский театр), в 1930—1954 —Большого театра (выступал до 1985 года). Голос певца — высокий, певучий бас-кантанте, хотя иногда его относят к центральным басам за счет хороших и крепких низких нот. Имея прекрасный диапазон (от Ре большой октавы до Соль первой октавы) он запросто исполнял партии как для высоких басов (Дон Базилио, Мефистофель, Руслан, Борис Годунов), так и традиционно исполняемые центральными и низкими басами (хан Кончак, Сусанин, Гремин). Марк Рейзен был выдающимся мастером фразировки, обладал превосходной дикцией.
Умер Марк Рейзен в 1992 году в Москве.
* * *
В этот день в 1925 году в Харькове родился будущий театральный режиссер Анатолий Васильевич (Натан Исаевич) Эфрос.
Эфрос учился в студии Театра им.Моссовета, затем на режиссерском факультете ГИТИСа. После того как Эфрос сумел сделать популярным Центральный детский театр, где он работал главным режиссером, его в 1963 году назначили главным режиссером Театра им. Ленинского комсомола, который тогда переживал трудные времена. Эфрос собрал целую плеяду актеров, чьи имена вскоре стали известными всей театральной Москве: В.Гафт, А.Збруев, М.Державин, А.Ширвиндт, Л.Дуров, О.Яковлева и др. Спектакли Эфроса «В день свадьбы», «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Мольер» пользовались большим успехом у зрителя.
1967 год – начало деятельности Эфроса в Театре на Малой Бронной. Здесь заявили о себе актеры Н.Волков, Л.Броневой, А.Петренко, О.Даль, Е.Коренева, С.Любшин и др. Для многих из них годы работы с Эфросом стали апогеем их карьеры. Успех театру принесли спектакли «Счастливые дни несчастливого человека», «Сказки старого Арбата», «Человек со стороны» и др.
Театр на Малой Бронной постепенно становился одним из центров духовной жизни Москвы. Направленность и стилистика постановок Эфроса явно отличались от спектаклей другого коллектива, также бывшего властителем дум, – Театра на Таганке. Так случилось, что в 1984 году Эфрос стал главным режиссером этого театра, заменив Юрия Любимова, который оказался «невозвращенцем», не угодив начальству постановкой совместно с дирижером Кириллом Кондрашиным «Пиковой дамы» в Париже. Этот период в жизни Эфроса стал особенно драматичным. Любимов посчитал его штрейкбрехером. К сотрудничеству с новым главным режиссером оказались готовыми лишь немногие актеры Театра на Таганке – В.Золотухин, В.Смехов, А.Демидова. Остальная труппа объявила ему жесткий бойкот.
Эфрос скончался от инфаркта 13 января 1987 года.
* * *
В этот день в 1947 году в городке Чортков (Тернопольская область, Украина) родился Борис Изидорович Герстен – белорусский тележурналист, 1-й заместитель председателя Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин (СБЕООО).
Борис Герстен учился в Белгосуниверситете, служил в армии, работал в газетах «ЛiМ» и «Пiянер Беларусі». В конце 70-х прошлого века стал старшим редактором Главной редакции программ для детей Белорусского телевидения. Затем работал зам.директора, директором дирекции спортивного вещания. Его репортажи с Олимпиад в Сиднее, Атланте, Нагано, Афин, Солт-Лейк-Сити, Турина и других хорошо помнят белорусские зрители.
Сейчас Борис Изидорович работает на телеканале ОНТ. Он является автором многочисленных проектов, в том числе и фильмов из серии «Обратный отсчет», «100 имен Беларуси», «Города-герои» и др. Навсегда запомнился его сериал «Хроника Минского гетто», рассказывающий об ужасах, которые творили фашистские оккупанты на белорусской земле, о сопротивлении узников гетто.
С днем рождения тебя, дружище!
* * *
Использованы сайты isrageo.com и ru.wikipedia.org
Похожие статьи
Оставить комментарий