* * *
В 1899 году в Саратове в семье присяжного поверенного родилась писательница, мемуарист, жена поэта Осипа Мандельштама Надежда Яковлевна Мандельштам (девичья фамилия Хазина).
Вскоре семья переехала в Киев. Там Надежда окончила гимназию, поступила на юридический факультет университета, однако учебу бросила.
В 1919 году она знакомится с Осипом Мандельштамом, и последующие 19 лет ее жизни связаны с ним – вплоть до его второго ареста и гибели.
После смерти мужа Надежда Яковлевна, опасаясь ареста, несколько раз меняет место жительства. Кроме того, она посвящает свою жизнь сохранению наследия поэта. Опасаясь обысков и ареста вместе с рукописями Осипа Мандельштама, заучивает его стихи и прозу наизусть. Она скитается по стране, во время войны при содействии Ахматовой перебирается в Ташкент, где преподает английский язык в Среднеазиатском университете, потом делает то же самое в различных педагогических вузах страны – в Ульяновске, Чите, Пскове, Чебоксарах. В 1956 году Надежда Мандельштам защищает кандидатскую диссертацию по английской филологии.
В ноябре 1965 году Надежда Яковлевна возвращается в Москву, в собственную московскую однокомнатную квартиру, где она и прожила до конца жизни, наступившего в 1980 года. В этой небольшой квартире она устроила что-то вроде общественно-литературного салона, который регулярно посещала столичная интеллигенция, а также западные слависты, интересовавшиеся русской литературой и творчеством Осипа Мандельштама.
В 1960-е гг. Надежда Яковлевна пишет книгу «Воспоминания». В начале 1970-х выходит новый том мемуаров Н. Я. Мандельштам – «Вторая книга», который вызвал неоднозначную реакцию. Незадолго до смерти Надежды Яковлевны в 1980 году за рубежом издается «Книга третья».
Мемуары Надежды Мандельштам были признаны не только незаменимым источником изучения творчества Осипа Мандельштама, но и значительным свидетельством о советской эпохе и особенно о сталинском времени. Литературные достоинства ее книг были высоко оценены многими литературоведами и писателями. Бродский сравнил два тома ее воспоминаний с «судным днем на земле для ее века и для литературы ее века». На Западе мемуары Мандельштам получили широкий резонанс. Как «Воспоминания», так и «Вторая книга» были изданы во многих странах.
* * *
Великий французский кинорежиссер Клод Лелуш родился в Париже в 1937 году.
Его отец Симон Лелуш — алжирский еврей, мать Шарлотта (урожденная Абеляр) — обращенная иудейка. Дебютировал в качестве оператора короткометражных фильмов. В 13 лет получил приз конкурса дебютов на Каннском кинофестивале. В 1956 году Клод Лелуш стал автором репортажа об СССР «Когда поднимается занавес», снятого им скрытой камерой, который был куплен для показа по французскому телевидению. Дебютная режиссерская работа в полнометражном кино — «Человеческая сущность» — особого успеха не имела.
В 1966 году Клод Лелуш снял фильм «Мужчина и женщина», принесший ему всемирную славу и удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля и двух «Оскаров» — за лучший фильм на иностранном языке и лучший оригинальный сценарий. Лелуш выступил в качестве автора сценария, режиссера, продюсера, а также оператора картины.
Особым успехом у зрителей пользовались авантюрная комедия «Приключение — это приключение», криминальная комедия «С новым годом!», детектив «Кошки-мышки», драма «Второй шанс».
Фильм Лелуша «Баловень судьбы» получил две премии «Сезар» — за главную мужскую роль (Жан-Поль Бельмондо) и за музыку к фильму (Франсис Ле). Снятый по мотивам романа Виктора Гюго фильм «Отверженные» был удостоен американской премии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке.
* * *
В этот день в 1761 году в английской северо-американской колонии Род-Айленд принимается документ, касающийся жизни евреев-колонистов. Ныне это штат с тем же именем Род-Айленд, он находится на северо-востоке Соединенных Штатов.
Но в 1761 году США еще нет, они появятся только через 15 лет. Принятый властями колонии документ гласит, что двум евреям, Ахарону Лопесу и Ицхаку Элиэзеру, жителям города Ньюпорт (он и сейчас так называется), предоставляется право натурализации, покупки земель и передачи имущества по наследству. Это больше, чем то, на что они могли бы рассчитывать во многих странах Европы: там им нельзя, к примеру, покупать землю или получать ее в дар. Однако в то время евреев полноценными гражданами не считают и в Америке. Документ оговаривает, что при всем том права голоса они не имеют, равно как и права занимать какие-либо общественные должности.
Христианские власти штатов, ставших независимыми от Британии, далеко не вдруг меняют свое дискриминационное отношение к иноверцам. Только через 26 лет, в 1787 году, американская Конституция провозгласит: «Никогда не следует требовать принадлежности к какому-либо вероисповеданию как необходимого условия для занятия каких-либо общественных должностей в Соединенных Штатах». А вскоре религию вообще отделят от государства с запретом превращать любую религию в государственную.
* * *
В 1911 году в местечке Воронеж Черниговской губернии родился исследователь Ветхого Завета Моисей Иосифович Рижский.
Рижский учился в хедере, затем в советской школе, работал в Донбассе и на Невском машиностроительном заводе в Ленинграде, получая необходимый для поступления в вуз рабочий стаж. Из-за ликвидации исторических факультетов в столичных вузах во время гонений на историков поступил в Ленинградский физико-механический институт, где и учится до 1933 года. Затем два года служил в армии, а затем был принят на второй курс вновь открывшегося истфака Московского государственного университета.
В 1941 году Рижский с отличием окончил университет и сдал вступительные экзамены в аспирантуру. Но началась война. Он на фронте, командир роты отдельного инженерно-строительного батальона.
С 1946 года Рижский преподает в Московском университете и Московском педагогическом институте. Защищает диссертацию, тема — трактаты древнеримских агрономов. С этого времени латынь становится одним из его основных научных интересов. Он занимается переводами древних текстов. В частности, широко известны его переводы философских трактатов Цицерона.
В 1952 году Моисей Рижский увлекается археологией. Десять лет проводит в экспедициях по Сибири и Средней Азии. Итогом этой работы явилась серия научных и научно-популярных книг: «Древности Забайкалья», «Из глубины веков. Очерки о древностях Забайкалья», «Археология Забайкалья», ряд очерков по археологии Забайкалья в многотомной «Истории Сибири».
Однако главной сферой его научных интересов остается Библия. Работая в Читинском педагогическом институте, Моисей Рижский публикует свою первую книгу на библейскую тему —«Что такое Библия?», а также «Беседы о религии».
С 1962 года Рижский — бессменный преподаватель латыни и истории Древнего мира в Новосибирском университете. Он ведет также спецкурсы и спецсеминары по истории религии и библеистике, руководит дипломниками и аспирантами по этим проблемам.
Моисей Рижский — выдающийся исследователь и реконструктор библейского текста. Издание его монографий по причине идеологической цензуры происходило с многолетними перерывами. Важнейшая из них — «Книга Иова», включающая восстановленный, заново переведенный ученым текст библейской Книги Иова со скрупулезным научным комментарием. За эту работу ему было присвоено звание профессора Новосибирского университета.
Цикл научно-популярных статей по библеистике был опубликован им в нескольких номерах журнала «Наука и религия». Им созданы также научно-популярные монографии: «Библейские пророки и библейские пророчества», «Библейские вольнодумцы».
Последняя работа Моисея Рижского — «Книга Экклезиаста. В поисках смысла жизни». Он опроверг представление об Экклезиасте как проповеднике пессимизма и отчаяния. Отправной точкой в этой версии стали слова: «И познал я, что нет иного счастья для человека, как радоваться жизни и делать добро в жизни своей».
В последние годы Рижский работал над переводом Книги пророка Даниила. Им также создан научный труд о судьбах Библии в России — «История переводов Библии в России».
Моисей Иосифович Рижский скончался в Новосибирске в 2000 году.
* * *
Второй день операции «Кадеш» (Синайская кампания).
Утром 30 октября 1956 года 4-я бригада штурмовала и взяла Кусейму.
• В результате штурма взята Темеда.
• 10-я бригада взяла Ауджа-Масри и Тарат-Ум-Басис.
• В результате штурма был взят Нахле.
• Вечером над аэродромом Кабрита произошло воздушное сражение между двенадцатью египетскими «МиГ» и восемью израильскими «Мистэрами». Несколько «МиГов» были сбиты.
• Вечером Англия и Франция предъявили Израилю и Египту ультиматум с требованием прекратить военные действия.
• Египетский эсминец «Ибрагим аль-Ауал» приблизился к израильскому побережью с целью обстрелять Хайфу. Эсминец «Эйлат» открыл артиллерийский огонь по египетскому эсминцу и повредил его, после чего десантная группа израильских моряков взяла его на абордаж. Захваченный эсминец увели в порт Хайфы и после ремонта приняли в состав ВМФ Израиля под названием «Хайфа».
* * *
В 1891 году родился Мойше-Янкель Меер-Вольфович Винницкий, более известный истории как криминальный король Одессы Мишка Япончик.
Мойше родился в семье фургонщика Меера-Вольфа Мордковича Винницкого в Одессе на Молдаванке. При рождении получил двойное имя Мойше-Янкель (Моисей-Яков), отчего его иногда неверно именуют «Моисеем Яковлевичем».
Во время еврейских погромов в октябре 1905 года Винницкий участвовал в еврейской самообороне. После этого присоединился к отряду анархистов-коммунистов «Молодая воля». После убийства полицмейстера Михайловского участка подполковника В. Кожухаря осужден на смертную казнь, которую заменили 12 годами каторги. В тюрьме познакомился с Григорием Котовским.
Леонид Утесов, лично знавший Япончика, описал его так:
«…Небольшого роста, коренастый, быстрые движения, раскосые глаза — это Мишка «Япончик». «Япончик» — за раскосые глаза…
У Бабеля он — Беня Крик, налетчик и романтик.
У «Япончика» недурные организаторские способности. Это и сделало его королём уголовного мира в одесском масштабе. Смелый, предприимчивый, он сумел прибрать к рукам всю одесскую блатную шпану. В американских условиях он, несомненно, сделал бы большую карьеру и мог бы крепко наступить на мозоль даже Аль Капоне…
У него смелая армия хорошо вооруженных уркаганов. Мокрые дела он не признает. При виде крови бледнеет. Был случай, когда один из его подданных укусил его за палец. Мишка орал как зарезанный.
Белогвардейцев он не любит…»
В мае 1919 года получил разрешение сформировать в составе 3-й Украинской советской армии отряд, позднее преобразованный в 54-й советский революционный полк имени Ленина. Дезертирство «бойцов»-уголовников началось еще до отправки. Тем не менее, командование 45-й дивизии признало полк «боеспособным», хотя бандиты всячески сопротивлялись попыткам наладить военное обучение. Первая атака полка против петлюровцев была успешной, в результате чего удалось захватить село Вапнярка и взять пленных и трофеи, но последовавшая на следующий день контратака петлюровцев привела к полному разгрому полка. Уголовники Япончика побросали оружие и сбежали с поля боя. Затем они решили, что уже «навоевались» и в начале августа 1919 года захватили пассажирский поезд, чтобы вернуться в Одессу. Однако поезд до Одессы не дошел, и 4 августа 1919 года он был остановлен отрядом Красной Армии возле парка Марьина роща, недалеко от железнодорожной станции Вознесенск. Япончик попытался оказать сопротивление — и был застрелен на месте.
* * *
Использованы сайты ru.wikipedia.org, isrageo.com