* * *
Конгресс еврейских женщин впервые состоялся в 1893 году во время Всемирной выставки в Чикаго (проходил с 4 по 8 сентября включительно). На первом Конгрессе еврейских женщин присутствовали 93 делегатки из 29 городов (в основном США).
Конгресс был организован феминисткой Ханой Соломон, как председательницей, Садией Американ — издававшей журнал «Общества еврейских женщин в Америке» (выполняла функции секретаря), и комитетом из 25 женщин представительниц различных еврейских общин. На нем всесторонне рассматривался вопрос о положении еврейских женщин и был создан «National Council of Jewish Women» в качестве постоянного органа, стоящего на страже интересов американских евреек.
* * *
Актер, режиссер, сценарист Валентин Николаевич Плучек родился в Москве в 1909 году в еврейской семье. Двоюродный брат Валентина Плучека родился в Лондоне — Питер Брук.
Детство Валентина Плучека было трудным и о театре он не мечтал. Он рано потерял отца, а с отчимом, фамилию которого носил, общего языка найти не смог. Плучек покинул дом, связался с беспризорниками и вскоре оказался в детском доме.
У Валентина Плучека с детства отмечали способности к изобразительному искусству. Окончив школу-семилетку, Валентин поступил во ВХУТЕМАС и уже на 1-м курсе написал картину, попавшую в результате на дипломную годовую выставку изотехникума.
В 1926 году Валентин Плучек поступает на актерский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Мейерхольда, а в 1929-м поступает уже на режиссерский факультет той же мастерской. Параллельно он играет на сцене театра, носящего имя руководителя мастерской.
В 1939 году, после закрытия Театра Мейерхольда, совместно с драматургом Алексеем Арбузовым Плучек организовал Московскую театральную студию, где среди студийцев были: Исай Кузнецов, Всеволод Багрицкий, Александр Галич, Зиновий Гердт, Максим Греков. Студийцы совместно сочинили пьесу, основу которой задал Арбузов, и поставили по ней спектакль «Город на заре».
В 1957 году Валентин Плучек стал главным режиссером Московского театра сатиры. В этом же году состоялась премьера его знаменитого спектакля «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета (в главных ролях — Борис Тенин и Анатолий Папанов). В том же году вышел его спектакль «Мистерия-буфф» Маяковского. В 1959 году Плучек ставит «Дамоклов меч» Назыма Хикмета, спектакль становится одним из самых заметных явлений театральной Москвы. Другой свой знаменитый спектакль Плучек выпустит в 1966 году — «Теркин на том свете» Александра Твардовского с Анатолием Папановым в главной роли (музыка Родиона Щедрина). А через 3 года состоялась премьера «Женитьбы Фигаро» Бомарше с Андреем Мироновым в главной роли. Новое поколение зрителей знает и любит этот спектакль по телеверсии «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
Валентин Плучек выпустил спектакли: «У времени в плену» А.Штейна с Андреем Мироновым и Татьяной Васильевой в главных ролях; состоялась премьера одной из самых интересных пьес Михаила Рощина «Ремонт»; театр показал одну из лучших последних пьес Виктора Розова «Гнездо глухаря» с Анатолием Папановым в главной роли; поставил «Самоубийцу» Николая Эрдмана; на Малой сцене выпустил «Вишневый сад» Чехова; в 1996 году состоялась премьера «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, а в 1998 году — «Ревизора» Гоголя.
В 80 лет Плучек поставил «Трибунал» В.Войновича.
Умер Валентин Плучек в 2002 году, работая над комедией Карло Гольдони «Слуга двух господ».
* * *
В Лиозно Могилевской губернии в 1745 году родился рабби Шнеур Залман из Ляд (Алтер Ребе).
Алтер Ребе открыл новую ступень в хасидизме по сравнению с общим хасидизмом Баал-Шем-Това, который внес жизненность в выполнение Торы и заповедей, выявив веру в душе каждого еврея. Алтер Ребе раскрыл жизненность в частных качествах души и в каждом виде служения в исполнении Торы и заповедей в соответствии с их конкретным содержанием (подобно тому, как конкретная жизненная сила соответствует конкретным свойствам данного органа).
Умер Алтер Ребе в 1813 году. Могила основателя Хабада находится в украинском городе Гадяч.
* * *
В 1892 году в городе Экс-ан-Прованс (Франция) в еврейской семье родился будущий композитор, дирижер и педагог Дариюс Мийо.
Первые его шаги в музыке были связаны со скрипкой, игре на которой он обучался сначала в Эксе, позже – в Парижской консерватории. В первых произведениях Мийо (романсах, камерных ансамблях) заметно влияние импрессионизма Клода Дебюсси. Развивая французскую традицию, Мийо оказался восприимчив и к русской музыке – Модесту Мусоргскому, Игорю Стравинскому.
В 1916 году друга и единомышленника Мийо поэта Поля Клоделя назначают послом в Бразилии, и композитор в качестве личного секретаря едет с ним. Свое восхищение яркостью красок тропической природы, экзотикой и богатством латиноамериканского фольклора Мийо воплотил в «Бразильских танцах». Балет «Человек и его желание» (сценарий Клоделя) написан под впечатлением от танца Вацлава Нижинского, гастролировавшего в Рио-де-Жанейро с труппой русского балета Сергея Дягилева.
Возвратившись в Париж, Мийо примыкает к группе «Шестерка», идейными вдохновителями которой были композитор Э. Сати и поэт Ж. Кокто. Члены этой группы выступали против преувеличенной экспрессии романтизма и импрессионистской зыбкости, за земное искусство повседневности. В музыку молодых композиторов проникают звучания XX века: ритмы техники и мюзик-холла.
Ряд балетов, созданных Мийо в 1920-х гг., объединяет дух эксцентрики, спектакля-клоунады. В балете «Бык на крыше» (сценарий Кокто), где показан американский бар в годы сухого закона, звучат мелодии современных танцев. В «Сотворении мира» Мийо обращается к джазовому стилю, взяв за образец оркестр нью-йоркского Гарлема.
Композитор много гастролировал. В 1926 году он посетил СССР.
Вторжение гитлеровских войск во Францию заставило Мийо эмигрировать в США, где он обратился к преподавательской деятельности в Миллс-колледже. По возвращении после войны на родину он становится профессором Парижской консерватории.
Среди работ последнего тридцатилетия – сочинения в самых разных жанрах: монументальная эпическая опера «Давид», написанная к 3000-летнему юбилею Иерусалима, опера-оратория «Святой Людовик – король Франции» (на текст Клоделя), комедия «Преступная мать» (по П. Бомарше). Последние несколько лет Мийо провел в Женеве, продолжая сочинять и работать над завершением автобиографической книги «Моя счастливая жизнь».
«Счастливая жизнь» Дариуса Мийо закончилась в Женеве в 1974 году.
* * *
Физик, Герой соцтруда, лауреат Ленинской и Государственной СССР премий и международной премии «Глобальная энергия», создатель научной базы теплоэнергетики Александр Ефимович Шейндлин родился в 1916 году в Самаре в еврейской семье из Речицы. Отец — инженер-строитель Волька-Нехемья Нохимович (Ефим Наумович) Шейндлин, выпускник Киевского политехнического института, с 1915 года работал техником в конторе самарского трамвайного бюро. Мать, Эсфирь Наумовна, училась на женских медицинских курсах.
Шейндлин в 1937 году с отличием окончил Московский энергетический институт (МЭИ), получил специальность инженера-теплотехника. В мае 1939 года он поступил в аспирантуру МЭИ. Учебу совмещал с работой в лаборатории по исследованию свойств водяного пара высоких давлений и температур и преподаванием в МЭИ.
Александр Ефимович участвовал в Великой Отечественной войне. В армию пошел добровольцем. Был зачислен в мотострелковый полк бригады особого назначения. Однополчанами были ставшие впоследствии известными поэтами Семен Гудзенко и Юрий Левитанский, будущий Герой Советского Союза Лазарь Паперник.
В 1954 году организовал кафедру инженерной теплофизики МЭИ. На базе кафедры в дальнейшем была создана Лаборатория высоких температур, которая в 1961 году была реорганизована в НИИ высоких температур. В 1966 году НИИ был преобразован в Институт высоких температур АН СССР, директором которого был назначен А. Е. Шейндлин.
Умер Александр Шейндлин в 2017 году. Похоронен в селе Черноречье Самарской области.
* * *
Использованы сайты: jewage.org, ru.wikipedia.org, isrageo.com