* * *
Французский эстрадный исполнитель Джо Дассен (полное имя Джозеф Айра Дассен) родился в 1938 году в Нью-Йорке в семье актера еврейского театра.
Родители Джо познакомились в летней колонии рабочей еврейской молодежи, где будущий отец Джулиус Дассин ставил одноактные пьесы, а Беатрис Лонер – мать певца, играла на скрипке в сопровождающем спектакли оркестре. Актерская карьера отца была недолгой – он всерьез увлекся кинематографом и вскоре уже работал ассистентом Альфреда Хичкока, впоследствии стал режиссером.
Начинал Дассен как фолк-исполнитель, но к концу 60-х решил сменить репертуар на эстрадный. Публика полюбила элегантного певца за уникальное исполнение композиций, низкий бархатный голос музыканта глубоко проникал в душу каждого. Говорили, что Дассен рожден для успеха. За свою творческую биографию Дассен записал 20 студийных альбомов, объездил десятки стран, где его концерты проходили с аншлагами, и оставил после себя богатое творческое наследие.
Умер Джо Дассен в Папеэте (остров Таити) на 42-м году жизни 20 августа 1980 года.
* * *
Американский певец, актер, путешественник и писатель Артур Айра Гарфанкел родился в 1941 году в Нью-Йорке.
С 1957 по 1970 годы он выступает в дуэте с Полом Саймоном под названием «Simon and Garfunkel». Все песни для этого проекта писал Саймон, основным вкладом Гарфанкела был его чистый, высокий голос.
Предки Артура Гарфанкела были евреи — выходцы из румынского города Яссы, крупного центра иудейской культуры.
После распада дуэта Гарфанкел отошел от музыки, сыграв в фильмах «Уловка-22» и «Познание плоти». В 1973 году выпустил первый сольный альбом, состоявший по большей части из кавер-версий знаменитых шлягеров. Впоследствии работал с такими песенниками, как Джимми Уэбб и Рэнди Ньюман.
В последнее время Артур Гарфанкел песни для себя пишет самостоятельно.
* * *
1956 год. Операция «Кадеш» (Синайская кампания). День восьмой.
На рассвете 9-я резервная пехотная бригада под командованием Абрахама Иоффе, пройдя за неполные трое суток около 300 километров по дюнам и горным тропам южного Синая, совместно с 890-й десантным батальоном взяла в плен египетские части, оборонявшие Шарм Эль-Шейх — последний египетский укрепленный пункт на Синайском полуострове. С падением Шарм Эль-Шейха операция «Кадеш» фактически закончилась.
Вечером того же дня Израиль и Египет объявили о своем согласии с требованием ООН прекратить боевые действия.
Итоги Синайской кампании:
Израильские потери: 172 убитых, 817 раненых, 3 пропавших без вести, 1 пленный (летчик, сбитый у Шарм Эль-Шейха).
Приблизительные египетские потери: 1000 убитых, 4000 раненых, 6000 пленных.
Израилю удалось выполнить три главные задачи: израильские суда получили возможность свободно пользоваться Аккабским заливом, прекратились атаки федаинов, была нейтрализована угроза со стороны военного альянса Египет-Сирия-Иордания.
Вместе с тем, Израилю не удалось вынудить Египет к переговорам. Кроме прямых выгод, военная победа значительно подняла престиж Израиля: постепенно он становился желанным другом и союзником. Многие страны пересмотрели свои взгляды на вопрос продажи вооружений Израилю.
* * *
В 1925 году начал свою жизнь Харьковский ГОСЕТ (Государственный Еврейский Театр).
В этот вечер в помещении Малого Театра было показано зажигательное народное зрелище «Пурим-шпил» (автор и постановщик Эфроим Лойтер при участии Александра Грановского).
Наркомпрос Украины в рамках общесоюзной программы по обучению национальных кадров для театров республик СССР, отправил студийцев на обучение в Государственный институт театрального искусства (Москва). Обучали «националов» такие гранды, как Константин Станиславский, Евгений Вахтангов, Всеволод Мейерхольд. Это из плюсов. Из минусов — насаждение среди студентов идеологии «нового мира», отрицающей все достижения и наработки до 1917 года. Также почти полностью отвергалась национальная составляющая. В целом все согласно текста «Интернационала», — тогдашнего гимна СССР: «…до основанья, а затем…»
После завершения обучения еврейских выпускников ГИТИСа направили в столицу Советской Украины, где 1925 году они организовали Харьковский Государственный еврейский театр (Харьковский ГОСЕТ).
Помимо заботы о «советском еврейском театре» большевики не забыли о традиционной цензуре. В частности, еще в 1925 году власти опубликовали «Перечень пьес еврейского репертуара, не разрешенных к постановке».
* * *
В 1920 году в Бобруйске родился Семен (Самуил) Петрович Основич, скрипач, заслуженный артист. За годы работы сыграл практически весь классический и современный репертуар симфонической музыки.
С 1937 по 1941 гг. Основич — солист Государственного академического симфонического оркестра Беларуси. Начинал свою профессиональную деятельность скрипача в оркестре оперной студии Белорусской государственной консерватории (1939-1941 гг.). Его считали лучшим исполнителем студии. В 1941 году Семен Основич окончил Белорусскую консерваторию. Участник Великой Отечественной войны.
С 1945 по 1985 гг. – концертмейстер Государственного академического симфонического оркестра Беларуси. В составе струнного квартета Белорусской филармонии пропагандировал произведения белорусских композиторов, гастролировал по Беларуси и Литве, выступал как солист.
В 1948-1969 годах преподавал в музыкальной школе при Белорусской консерватории. За годы работы сыграл практически весь классический и современный репертуар симфонической музыки. Его программа была насыщена произведениями белорусских композиторов.
Семен Основич награжден Орденом Красной Звезды, медалями.
К сожалению, в архиве «Авив» отсутствует фотокарточка скрипача.
* * *
Использованы сайты: 24smi.org, ujew.com.ua, wiki.bobr.by, isrageo.com, ru.wikipedia.org