* * *
В 1791 году в Берлине в еврейской купеческой семье родился будущий композитор Джакомо Мейербер (подлинные имя и фамилия – Якоб Либман Бер).
Музыку Якоб начал сочинять ребенком, выступал c концертами как пианист-вундеркинд. Десять лет он провел в Венеции, где изучал итальянский оперный стиль и… обрел итальянское имя Джакомо. Еще раньше – после получения крупного наследства от своего родственника по фамилии Мейер – сделал из нее приставку к своей подлинной фамилии.
Творчество Мейербера принято разделять на итальянский и французский периоды. К первому относятся оперы «Ромильда и Констанца», «Семирамида», «Маргарита Анжуйская», «Крестоносец в Египте». Позже, в Париже, сочинены: «Роберт-дьявол», «Пророк». Созданная Мейербером опера «Гугеноты», повествующая о событиях Варфоломеевской ночи, стала самой известной.
В 1842 года король Пруссии Фридрих Вильгельм IV пригласил Мейербера на должность «генерал-музикдиректора» Берлинской оперы. В годы пребывания на этой должности композитор проявил себя еще и выдающимся дирижером. Среди произведений Мейербера несколько кантат, песни, романсы, оркестровые пьесы. Он оказал серьезное влияние на европейскую оперу своего времени. Для постановок Мейербера были характерны захватывающие драматические ситуации в духе Дюма или Гюго, роскошные декорации, они насыщены балетными дивертисментами. Последняя написанная им опера – «Африканка» – также пользовалась большим успехом.
Мейербера заслуженно упрекали в излишней коммерциализации искусства. Он был композитором-предпринимателем, умел «работать с критикой и редакторами», организовывать рекламу. Как ни прискорбно это для его репутации, Мейербер охотно пользовался услугами клаки. Для композиторов-соперников у него была под рукой команда «зевальщиков». Все это не вызывало симпатии к нему в музыкальной среде.
Историки утверждают, что Гете находил Мейербера единственным, кто мог бы положить на музыку его «Фауста». Случилось, что автором оперы «Фауст» стал Шарль Гуно, но и в его «Вальпургиевой ночи» ощущается влияние «Роберта-дьявола».
Не избежал влияния Джакомо Мейербера и его главный хулитель Рихард Вагнер. Сначала он всячески льстил Мейерберу, ведь при его содействии в Берлинской опере был поставлен вагнеровский «Летучий голландец». Впоследствии Вагнер находил, что Мейербер «типичный продукт еврейского духа», о чем писал в своем антисемитском опусе «Еврейство в музыке».
Мейербер умер в 1864 году в Париже. Похоронен в Берлине рядом со своей матерью на старинном еврейском кладбище на Шёнхаузер-аллее.
* * *
Искусствовед, телеведущий, медиаменеджер, общественный, государственный и культурный деятель Михаил Ефимович Швыдкой родился в 1948 году в городе Кант Киргизской ССР. Отец, Ефим Абрамович Швыдкой был военным; мать, Муся (Марина) Юлиановна Швыдкая (во втором браке Икова) — врачом-хирургом. Отчим, Михаил Михайлович Иков, был тромбонистом, выпускником Московской государственной консерватории.
Михаил Швыдкой окончил ГИТИС по специальности «Театроведение». По окончании института в 1971—1973 годах по распределению преподавал зарубежную литературу. Являлся: председателем Всероссийской государственной телерадиокомпании (1998—2000), министром культуры Российской Федерации (2000—2004), председателем Федерального агентства по культуре и кинематографии (2004—2008), президентом Академии российского телевидения (2008—2013). В настоящее время Швыдкой — спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству.
Михаил Швыдкой — ведущий телепрограмм «Культурная революция», «Приют комедиантов», «Жизнь прекрасна», «Агора»; основатель и художественный руководитель Московского театра мюзикла; научный руководитель факультета Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ. Лауреат Государственной премии России.
* * *
В 1764 году в Берлине в семье врача родилась деятель культурной жизни Германии Генриетта Герц.
Герц получила прекрасное образование; в совершенстве владела многими языками, в том числе ивритом; переводила на немецкий язык произведения европейских писателей. Обладая незаурядным умом и необыкновенной красотой, Герц превратила свой дом в Берлине в салон, который посещали крупнейшие ученые, писатели и общественные деятели того времени: Ф.Шиллер, Жермена де Сталь, Л.Берне, О.Мирабо, А.Гумбольдт, которому она преподавала иврит и с которым переписывалась на этом языке.
Герц была яркой фигурой эпохи ассимиляции немецкого еврейства. После смерти матери она приняла христианство. Ее воспоминания отражают культурную жизнь современной ей Германии.
Генриетта Герц умерла в Берлине в 1847 году.
* * *
5 сентября 1972 года палестинские террористы из организации «Черный сентябрь» захватили команду израильских спортсменов во время Олимпийских игр в Мюнхене.
В 4.10 восемь арабских боевиков ворвались в резиденцию израильской делегации в Олимпийской деревне Мюнхена, расстреляли на месте двоих спортсменов, еще девятерых взяли в заложники. Террористы требовали освободить членов Организации освобождения Палестины, находящихся в тюрьмах Израиля и Западной Европы.
Правительство Голды Меир отказалось выполнить эти требования. Германская полиция попыталась провести спасательную операцию, но с самого начала она была обречена, в первую очередь из-за некомпетентности лиц, ответственных за переговоры и освобождение. В операции были задействованы обычные патрульные полиции Мюнхена, так как на тот момент в Германии не было специальных отрядов, подготовленных для действий в подобных чрезвычайных ситуациях. В результате жертвами теракта стали 11 членов израильской олимпийской сборной (четыре тренера, пять участников соревнований и двое судей). Боевики потеряли в перестрелке пять человек, остальные трое были арестованы полицией.
На следующее утро после трагедии состоялась панихида по погибшим израильтянам. И хотя Игры продолжались, но их досрочно покинул ряд спортсменов из Алжира, Нидерландов, Филиппин и США.
Израильская разведка «Моссад», выполняя специальное задание своего премьер-министра, начала поиск организаторов мюнхенского теракта — операцию «Гнев Божий». Было принято решение о физическом уничтожении 13 лиц, прямо или косвенно причастных к подготовке и осуществлению захвата заложников. В операции принимал участие будущий премьер-министр Израиля Эхуд Барак. Из троих уцелевших террористов двое были уничтожены. Из тех, кто планировал теракт, лишь один человек умер естественной смертью.
Все эти события легли в основу ряда художественных фильмов, книг и статей.
* * *
В 1905 году в Будапеште родился будущий писатель, автор произведений, переведенных на десятки языков Артур Кёстлер.
Семья Кстлера в 1920 году переехала в Вену, где он поступил в политехнический университет и вступил в молодежную сионистскую организацию. Но перед окончанием университета, Кёстлер неожиданно решил уехать в Палестину и сжег свою зачетную книжку. В Палестине три года он работал в кибуце, был корреспондентом. Затем снова вернулся в Европу. В Берлине стал научным редактором газеты. Тогда же совершил на немецком дирижабле «Граф Цеппелин» полет к Северному полюсу. Кёстлер также увлекся коммунистической идеологией, вступил в КПГ.
Артур Кёстлер предпринял большое путешествие по Центральной Азии и год прожил в СССР. После прихода нацистов к власти в Германии, он уехал в Париж, где писал пропагандистские статьи. Во время Гражданской войны в Испании он дважды посетил эту страну. В 1938 году в связи с «Большим террором» в СССР Кёстлер вышел из компартии.
В 1940 году он опубликовал в Великобритании роман «Слепящая тьма», рассказывающий о том, как жернова революции перемалывают и уничтожают своих создателей. Кёстлер поступил в распоряжение Министерства информации, для которого писал памфлеты и сценарии документальных фильмов, выступал на Би-би-си.
Кёстлер, долгое время страдавший от болезни Паркинсона и лейкоза, покончил с собой в Лондоне в 1983 году, приняв смертельную дозу снотворного.
На русском языке было издано его 9 романов, среди которых: «Беспримерные жертвы. Зверства фашизма в Испании», «Слепящая тьма», «Девушки по вызову», «Гладиаторы» и др.
* * *
Использованы сайты: ru.wikipedia.org, isrageo.com