* * *
7 декабря 1830 года в Вильно в зажиточной ортодоксальной семье родился еврейский поэт, прозаик и публицист Лев Осипович (Иегуда Лейб) Гордон, писавший преимущественно на иврите, но также на русском языке и на идише.
К 14 годам Иегуда уже был глубоким знатоком Талмуда. Но с 17 лет он обратился к светским наукам, начал обучаться русскому, польскому и западноевропейским языкам. Гордон примкнул к виленскому кружку еврейских просветителей (маскилим).
В 1852 году Иегуда Гордон сдал экзамены за курс Виленской раввинской семинарии и преподавал светские предметы в казенных еврейских училищах. Примерно на эти годы приходится романтический период его литературного творчества. Считая развитие светской литературы на иврите основным путем приобщения евреев к европейской культуре, Гордон пишет на знакомые читателю библейские сюжеты идиллические поэмы, проникнутые тоской по легендарному прошлому.
В 1865–1872 гг. он состоял смотрителем казенного еврейского училища в Тельши (ныне Тельшяй), в 1872–1879 гг. – секретарем Общества для распространения просвещения между евреями в России, а также секретарем еврейской общины Петербурга. Этот период, наиболее продуктивный в творчестве Гордона, он назвал реалистическим. То была пора крушения надежд писателя на скорую эмансипацию евреев России. Гордон выступил против отрицательных явлений в жизни еврейского общества. Его «пропитанные желчью и слезами» статьи и стихи в журнале «Ха-Шахар», за которые Гордон был назван «еврейским Некрасовым», клеймили косность местечкового быта, бичевали догматизм раввинов, не желающих считаться с требованиями времени, брали под защиту угнетаемую и забитую бедноту черты оседлости.
Последние десять с лишним лет творчества Иегуды Гордона (писатель умер в Петербурге в 1892 году) можно обозначить как период смятенности, исканий и колебаний.
* * *
В 1868 году в Одессе в зажиточной ассимилированной еврейской семье родился еврейский русскоязычный писатель Семен Соломонович Юшкевич.
Семен учился в еврейском начальном училище, затем в гимназии, которую не окончил. В 17 лет женился, ушел из дома. Работал помощником провизора, печатал рассказы в «Одесском листке». В 1893–1902 гг. жил в Париже, окончил медицинский факультет Сорбонны.
В 1897 году состоялся литературный дебют Юшкевича. В петербургском журнале «Русское богатство» был опубликован рассказ «Портной. Из еврейского быта». Тема – нищета одесского еврейского простонародья. Эту тему развивает написанная им повесть «Распад», которая появилась в 1902 году. Именно эта повесть принесла Юшкевичу всероссийскую известность и определила направление его творчества в 1900-х гг.
В своих произведениях Юшкевич поднял жизнь еврейской бедноты до уровня трагедии, создавая чистые, возвышенные, романтически приподнятые образы. Юшкевич был одним из постоянных авторов сборников товарищества «Знание», реорганизованного Горьким, которому Юшкевич посвятил свою повесть «Евреи».
Многие выдающиеся писатели России неизменно обращали внимание на каждое произведение Юшкевича, который выносил еврейскую жизнь на всеобщее обозрение. «Таких писателей, как он, у нас еще не было», – говорил Антон Чехов.
Беллетристика Юшкевича представляла интерес своей актуальностью, но была уязвима с точки зрения художественной: почти все критики отмечали неровность, напыщенность и вычурность манеры его письма.
В 1920 году писатель эмигрировал, жил вначале в Румынии, затем во Франции, а через год уехал в США, где жизнь, как ему казалось, более перспективна для свободного творчества. Там он сотрудничал с газетой «Дер тог», с журналом «Ди цукунфт», издавал книги в переводе на идиш.
По возвращении в Европу в 1922 году писатель жил сначала в Германии. Он по-прежнему много писал, издал в Берлине несколько книг, в том числе роман о революции и Гражданской войне «Эпизоды».
Незадолго до смерти Семен Юшкевич поселился Париже, где и умер в 1927 году.
* * *
В 1928 году в Филадельфии (США) в семье известного гебраиста, еврейского выходца из Волынской губернии родился будущий американский лингвист и общественный деятель Ноам (Наум) Хомский.
Ноам Хомский учился в Пенсильванском университете, получил там степень доктора философии за диссертацию, содержавшую новаторские лингвистические идеи. Работал в Гарвардском университете, в Массачусетском технологическом институте.
Его книга «Синтаксические структуры» произвела подлинную революцию в научном языкознании. Хомский – основоположник теории трансформационной грамматики. Исходный пункт его концепции, содержащийся в работе «Трансформационный анализ» – четкое различение языковой «компетенции», то есть знания правил языка, и «употребления», то есть речевой практики. Согласно Хомскому, лингвистика не должна ограничиваться описанием речевого поведения, ее задача – выявить лежащие в основе речевой деятельности принципы языка.
Значение открытий Хомского вышло далеко за рамки теории языка и затронуло проблемы теории познания. Между глубинными структурами разных языков оказалось возможным установить взаимно однозначное соответствие; правила перехода с одного уровня на другой, выраженные функциями, составили математическую схему языка. Теории Хомского дали толчок развитию математической лингвистики, психолингвистики, теории машинного перевода; с их помощью были определены многие направления в исследовании проблемы искусственного интеллекта.
Важное место в жизни Хомского занимала политическая деятельность. Он остался одним из немногих западных интеллектуалов, которые, вступив в конце 1960-х на путь леворадикального экстремизма, сохраняет верность установкам и фразеологии новых левых. В многочисленных политических статьях он критиковал внешнюю и внутреннюю политику США, особенно резко выступал против войны во Вьетнаме. Со времени Шестидневной войны Хомский выступает с резкой критикой государства Израиль. Выступления против политики Израиля снискали ему в еврейских кругах репутацию еврея-антисемита, типичного представителя еврейских «самоненавистников».
* * *
В 1982 году в Иерусалиме открылся 30-й Сионистский конгресс под председательством Арье Дульчина и при участии 570 делегатов.
Участники конгресса с беспокойством констатировали резкое сокращение масштабов алии из Советского Союза, а также вызванный Ливанской войной рост антисионистских и анти-израильских настроений во многих странах мира, высоко оценили первые результаты Кейсарийского процесса, приветствовали возникновение в США Движения за осуществление идеалов сионизма и призвали к созданию на его базе всемирного движения за алию; предложили Еврейскому агентству и правительству Израиля образовать совместное управление по делам абсорбции; поручили Правлению Сионистской организации назначить комиссию для разработки предложений по ее организационной перестройке.
Острые разногласия вызвал вопрос об отношении Сионистской организации к еврейскому поселенчеству на контролируемых Израилем территориях в Иудее, Самарии и полосе Газы. Первоначально голосами представителей левых сионистских партий и Конфедерации объединенных сионистов была принята резолюция, в которой, в частности, говорилось:
«Ради сохранения еврейского характера Государства Израиль конгресс требует, чтобы поселения больше не создавались в районах, плотно заселенных арабами».
Но после того, как председатель Правления Сионистской организации Арье Дульчин заявил, что эта резолюция неприемлема, поскольку она нарушает прерогативы правительства Израиля (в исключительном ведении которого находится выделение участков под застройку), делегаты приняли компромиссное решение: выразив удовлетворение итогами поселенческой деятельности (за сто лет была создана одна тысяча еврейских населенных пунктов) и одобрив работу соответствующих подразделений Сионистской организации и Еврейского агентства, конгресс констатировал отсутствие согласия между Сионистской организацией и правительством Израиля относительно дальнейшей политики в данном вопросе
* * *
Использован сайт isrageo.com