* * *
В 1899 году в Ростове-на-Дону в многодетной еврейской семье шляпного мастера родилась советская эстрадная певица Изабелла Даниловна Юрьева (настоящая фамилия Ливикова).
Юрьева обучалась в Петрограде у пианиста и композитора А.В.Таскина. Дебютное выступление состоялось в 1922 году в кинотеатре «Колизей», где Юрьева исполнила несколько песен, в том числе «Нищую» Алябьева на слова Беранже, и затем получила приглашение выступать в московском «Эрмитаже». В том же году состоялась ее первая гастрольная поездка в Ростов-на-Дону. Наряду с русскими романсами («Жалобно стонет ветер осенний», «Когда по целым дням…», «Только раз бывает в жизни встреча» и др.) певица включает в программу своих концертов старинные цыганские песни.
Вскоре Изабелла Юрьева вышла замуж за юриста Иосифа Аркадьевича Эпштейна, который стал ее постоянным администратором, а также под творческим псевдонимом Иосиф Аркадьев — автором слов к исполненным ею шлягерам: «Ласково взгляни», «Весенняя песенка», «Первый бал», «Твои письма», «Если помнишь, если любишь», «Если можешь — прости», «О любви и дружбе» и др.
В 1929 году Юрьева принимает участие в вечере цыганского романса в Колонном зале в Москве. За своеобразное исполнение цыганских песен ее стали называть «белой цыганкой». Постоянными концертмейстерами певицы были Симон Каган, Давид Ашкенази и Евгений Рохлин.
В годы Великой Отечественной войны Юрьева участвует в шефских концертах на Карельском и Калининском фронтах. Особым успехом у солдат пользуются песни из раннего репертуара певицы: «Саша», «Когда падают листья», «В старом саду», «Белая ночь».
В послевоенный период певица была незаслуженно забыта. Только в 1992 году она, наконец, была удостоена звания народной артистки России.
Изабелла Даниловна Юрьева скончалась в 2000 году в Москве.
* * *
В 1932 году в Ленинграде в семье служащего родился будущий советский и российский филолог-китаист, академик Российской академии наук Борис Львович Рифтин.
Борис Рифтин окончил восточный факультет Ленинградского университета и впоследствии совершенствовал знания в Пекинском университете. Его кандидатской диссертацией была монография «Сказание о Великой стене и проблема жанра в китайском фольклоре». Тема докторской диссертации – «Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае: устные и книжные версии «Троецарствования». Более полувека ученый проработал в Институте мировой литературы. В 1990 году он стал лауреатом Государственной премии СССР за работу над энциклопедией «Мифы народов мира».
Борис Львовоич Рифтин (китайский псевдоним — Ли Фуцин) – один из крупнейших специалистов по литературе Китая, стран Дальнего Востока и Центральной Азии. Им сформулированы принципы типологии средневековых литератур, предложена новая методика анализа прозаического произведения, впервые описана структура китайского сказа, разработаны принципиально новые приемы сравнения письменных и устных вариантов средневековых романов. Большинство его работ посвящено не изучавшимся в синологии темам. На основе собственных записей Рифтиным была написана на китайском языке фундаментальная монография о мифах аборигенов Тайваня, которая, как и другие его книги, используется в китайских университетах в качестве учебного пособия.
Цикл оригинальных работ Рифтина по китайско-монгольским литературно-фольклорным связям, основанных на собственных его записях, опубликован в России, Германии, Китае. Им обследованы китайские фонды библиотек 15 стран, открыты и изданы неизвестные романы, драмы XVI–XVII вв., народные книги. Его работы изданы в ряде стран.
Борис Львович отмечен премией Министерства образования Тайваня, он один из шести синологов мира, которые за свои исследования удостоены золотой медали Министерства образования КНР, за заслуги в изучении китайской литературы – награды Союза писателей Китая. Он был почетным профессором ряда университетов Китая. В 1992–1998 гг. Рифтин работал на Тайване, выступал с докладами, лекциями и учебными курсами в ряде других стран, многие его работы опубликованы на китайском, японском, корейском, английском и немецком языках.
Борис Львович Рифтин умер в 2012 году в Москве.
* * *
В 1865 году в Даугавпилсе родился раввинский авторитет и мыслитель Авраам Ицхак Кук.
Авраам Кук получил традиционное религиозное образование, учился в Воложинской иешиве, затем был раввином в прибалтийских городах.
В 1904 году Кук прибыл в Эрец Исраэль, где стал раввином Яффо и практически всего нового ишува. Он солидаризировался с сионистским движением. После окончания Первой мировой войны Кук был назначен главным раввином Иерусалима, а с образованием Главного раввината избран первым верховным ашкеназским раввином Эрец Исраэль.
Авраам Кук развил религиозно-философскую концепцию сионизма и его роли в еврейской истории. Он считал, что возвращение еврейского народа в Эрец Исраэль означает начало избавления. Декларация Бальфура, по его мнению, возвестила новую эру возрождения еврейского народа. Вместе с тем Кук критиковал сионистское движение за одностороннюю заботу об удовлетворении лишь мирских, главным образом материальных потребностей народа и пренебрежение религией.
Критикуя иешивы своего времени за то, что в них не преподаются светские предметы, Кук мечтал о создании обновленной иешивы, в которой изучались бы Библия и Талмуд, еврейская мысль и светские науки, а также ораторское искусство и литературное мастерство. Ее выпускники стали бы подлинными учителями и духовными лидерами своих общин. В 1924 году Кук основал в Иерусалиме иешиву, резко отличавшуюся от других отношением к религии и сионизму; она приобрела известность под названием «Мерказ а-рав».
В раввине удивительно сочетались глубокое увлечение мистикой с активным интересом к окружающей жизни. Его мистическое мировоззрение требовало не аскетического самоограничения, но наполнения материальной жизни религиозным смыслом. Кук верил, что движение за возвращение еврейского народа на его родину должно быть по самой своей сути религиозным, ибо только в Стране Израиля еврейский народ сможет жить полной религиозной жизнью.
Социальная философия Авраама Кука коренилась в его учении о гармонии между религиозным благочестием и естественной моралью. Кук отказывался признавать четкое разделение между «священным» и «мирским» и утверждал, что все существенно важное для человеческой жизни является потенциально священным. Не прогресс науки угрожает религии, но отставание от него религиозной мысли.
Материальные нужды человека неотделимы от его духовных устремлений и являются низшими ступенями лестницы, по которой человек восходит к духовному совершенству. В отличие от многих современников, Кук считал идею эволюции созвучной глубочайшим прозрениям еврейской мистики, которая рассматривает мир как непрерывно развивающийся и стремящийся к совершенству. Кук верил, что мир эволюционирует к идеалу универсализма, который требует, однако, подготовки человека в рамках отдельных национальностей. Еврейский народ отличается от других тем, что главные движущие силы его истории — не природные или социальные, но Божественные. Связь между народом Израиля и его страной предопределена Богом. Ей принадлежит существенная роль в Божественном плане преображения мира, над выполнением которого еврейский народ должен свободно и добровольно трудиться.
Авраам Ицхак Кук умер в Иерусалиме в 1935 году.
* * *
Использован сайт isrageo.com
Похожие статьи
Оставить комментарий