8 августа – события и люди
* * *
В Лос-Анджелесе в 1937 году родился будущий американский актер театра и кино, кинорежиссер и продюсер Дастин Ли Хоффман.
Его мать, Лиллиан (урожденная Голд), была джазовой пианисткой. Отец, Гарри Хоффман, в период Великой депрессии, охватившей США в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого столетия, сменил несколько профессий. Они — потомки еврейских эмигрантов из Российской Империи и Румынии.
К началу 1980-х годов, когда у Хоффмана в активе уже была одна статуэтка премии «Оскар» за главную роль в фильме «Крамер против Крамера», он обладал самым большим количеством ролей «антигероев» среди всех актеров тогдашнего Голливуда. В копилке ролей актера множество ярких персонажей: застенчивый девственник Бенджамин Брэддок из «Выпускника», калека-вор «Крысеныш» Риццо в «Полуночном ковбое», седой чудаковатый старик Джек Крэбб из «Маленького большого человека», юморист Ленни Брюс в «Ленни», Карл Бернстин из «Всей президентской рати», невостребованный актер Майкл Дорси, вынужденный переодеваться в женщину в «Тутси», и даже марафонец Томас Леви из одноименного фильма. Однако наибольшую славу Хоффману принесли его две «оскароносные» роли: разведенный отец Тед Крамер из социальной драмы «Крамер против Крамера» и аутист Рэймонд Бэббит в «Человеке дождя».
Хоффман — двукратный лауреат премии «Оскар», шестикратный обладатель премии «Золотой глобус».
* * *
Будущий режиссер театра и кино, телеведущий, актер, общественный деятель, постоянный член жюри КВН Юлий Соломонович Гусман родился в 1943 году в Баку.
Юлий Соломонович появился в семье военного врача, который после Отечественной войны стал заведующим кафедрой Азербайджанского медицинского института, и Лолы Юльевны Барсук — преподавателя французского и русского языка, в прошлом ведущей актрисы Азербайджанского театра. В семье царила атмосфера влюбленности в медицину. Не случайно Юлий Гусман после окончания общеобразовательной школы был зачислен в ряды студентов Азербайджанского мединститута, а после его окончания, стал дипломированным врачом-психиатром.
Но Юлий активно продолжал заниматься студенческой самодеятельностью, которая переросла в профессиональное занятие КВН в составе бакинского клуба, лидером и идейным вдохновителем которого он стал
В 1973 году Гусман оканчивает Высшие курсов режиссеров и сценаристов в Москве, после чего решил вернуться в Баку, где работает режиссером-постановщиком киностудии «Азербайджанфильм», параллельно совмещает работу художественным руководителем Азербайджанского музыкального театра. К тому времени относится его кинокартина «Не бойся, я с тобой!» с известным композитором в главной роли Поладом Бюль- Бюль оглы.
Переехав в Москву, Гусман работает в Московском Центральном доме кинематографистов. С его подачи Центр, образованный при Доме, начал заниматься издательством собственной газеты «Дом кино», вести телевизионное вещание, проводить политические вечера, посвященные персонам из мира кино, культуры, политики. Нельзя не вспомнить об инициативе Гусмана создания профессиональной российской национальной премии «Ника», премии молодых кинематографистов «Золотое яблоко-золотой диск», Академии кинематографических искусств России, которая держится по сей день на ведущих актерах, режиссерах, сценаристах, операторах, художниках кино, кинокритиках.
Юлий Гусман – режиссер 5 спектаклей в московских театрах и нескольких фильмов.
* * *
В 1900 году в Дрездене в семье еврея-банкира родился будущий немецкий и американский кинорежиссер, создатель голливудских криминальных драм Роберт Сиодмак.
После обучения в Университете Марбурга (Германия) Роберт попробовал себя в роли актера в местных театрах. Он пришел в кино, став редактором и сценаристом у немецкого режиссера и продюсера Курта Бернхардта. В начале 1930-х гг. уже как режиссер поставил несколько достаточно успешных фильмов. Однако с приходом нацистов к власти Сиодмак эмигрирует из Германии – сначала во Францию, а затем в США. Роберт оказался в Голливуде, где снял 23 фильма, преимущественно детективы, триллеры и криминальные драмы.
Сиодмак работал на студии «Юниверсал», известной своим комбинированием экспрессионистской техники с голливудским неореализмом, в особенности в жанрах фильмов ужасов и триллеров. Опыт монтажа и съемок во Франции при сравнительно малых бюджетах позволил Сиодмаку создать на «Юниверсал» немало качественных фильмов, которые смотрелись очень хорошо, хотя и не были дорогими в производстве. Именно на этой студии режиссер достиг своего творческого пика, создав искусные триллеры, такие как «Леди-призрак», «Подозреваемый», «Странное дело дяди Гарри», «Темное зеркало» и пару выдающихся криминальных драм «Крест-накрест» и «Плач большого города». В 1947 году Роберт Сиодмак номинировался на «Оскар» за лучшую режиссуру (картина «Убийцы»).
В 1953 году Сиодмак уехал из Америки и возобновил карьеру в Европе, сначала во Франции, а потом в Германии, Англии и Испании, где снял еще 16 фильмов. На Берлинском международном кинофестивале картина «Крысы» получила «Золотого медведя». На международном кинофестивале в Каннах картина «Большая игра» номинировалась на Гран-при.
Роберт Сиодмак умер в 1973 году в Локарно (Швейцария).
* * *
В 1929 году в Харькове родилась Лариса Иосифовна Богораз (Брухман) — одна из инициаторов правозащитного движения в СССР.
Богораз окончила филологический факультет Харьковского университета. В том же году вышла замуж за писателя Юлия Даниэля и переехала в Москву. Работала преподавателем русского языка в школе. В 1961–1964 гг. она – аспирантка сектора математической и структурной лингвистики Института русского языка АН СССР. Преподавала лингвистику на филфаке Новосибирского университета. Защитила кандидатскую диссертацию.
В 1966–1967 гг. регулярно Лариса Богораз ездила в мордовские лагеря на свидания к осужденному по политическим мотивам мужу. Поворотным моментом в становлении правозащитного движения стало ее обращение, в котором содержался протест против грубых нарушений законности в ходе суда над Александром Гинзбургом и его товарищами. После того как текст протеста был передан по зарубежным «голосам», стало известно, что в СССР существуют люди, открыто выступающие в защиту прав человека.
25 августа 1968 года Богораз приняла участие в демонстрации на Красной площади против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Демонстрация проходила под лозунгом «За вашу и нашу свободу». Она длилась всего лишь несколько минут и закончилась разгромом, избиением и арестом всех семерых ее участников. Наталью Горбаневскую и Виктора Файнберга подвергли принудительному психиатрическому лечению; Лариса Богораз, Павел Литвинов, Вадим Делоне, Константин Бабицкий и Владимир Дремлюга были приговорены к различным срокам заключения и ссылки.
Лариса отбывала четырехлетний срок ссылки в поселке Чуна Иркутской области, работала такелажницей на деревообделочном комбинате. После отбытия наказания она не отказалась от правозащитной деятельности. Ее подпись стоит под обращением, авторы которого, протестуя против высылки Александра Солженицына из СССР, требовали опубликовать в Советском Союзе «Архипелаг ГУЛАГ». Она участвует в создании независимого самиздатского исторического сборника.
Богораз неоднократно обращалась к правительству СССР с призывом объявить всеобщую политическую амнистию. Кампания за амнистию политических заключенных, была поддержана рядом видных деятелей советской культуры.
В январе 1987 года Михаил Горбачев начал освобождать политзаключенных.
Лариса Богораз умерла в 2004 году в Москве.
* * *
Использованы сайты isrageo.com, ru.wikipedia.org, uznayvse.ru