Замечали ли вы, что города – как люди? Один нам неприятен, второй – любопытен, а в третьего влюбляешься с первого взгляда… Бобруйск для меня – этакий старичок-еврей с плутоватым прищуром, знающий уйму занятных историй и иногда милостиво делящийся ими. А еще хлебосольный дедушка обожает праздники: в прошлом году, например, отмечал 630-летие, в этом тоже готовится к символической дате. Пятьсот десять лет назад, в 1508 году – появилось первое упоминание о здешних евреях. И вот уже долгое время Бобруйск гласно и негласно считается именно еврейским городом, даже больше – еврейской столицей Беларуси (хотя сегодняшний евреи составляют лишь 1,6 процент горожан). В любом случае, заглянуть в историю местного еврейства повод есть. А поможет нам в этом бобруйчанка Татьяна Голубева, перу которой принадлежит немало трудов на данную тему.
– Когда появились первые сведения о евреях – жителях Бобруйска, ни о какой «еврейской столице» не было и речи, – рассказывает Татьяна Федоровна. – В городе жило несколько еврейских семей, приглашенных крупными помещиками для занятий торговлей и ремеслом. Лишь в конце XVII века здесь возникла еврейская община. В 1766 году в городе насчитывалось 395 евреев. Они жили обособленно, имели свой суд, самоуправление, школы, платили в казну подушный налог. В 1793 году, после второго раздела Речи Посполитой, когда Бобруйск был присоединен к Российской империи, евреев сразу же обложили двойным налогом, а желавшие покинуть город должны были откупаться в троекратном размере. 3 мая 1795 года Бобруйск стал уездным городом, а уже через год была введена черта оседлости, за пределами которой богоизбранному народу, как известно, проживать не разрешалось.
– Да уж, несладкая доля…
– Более или менее спокойная жизнь началась для бобруйских евреев после войны с Наполеоном. Они, кстати, поддерживали русскую армию и холодно относились к французам. Существует легенда о Нисоне Кацнельсоне – арендаторе из деревни Ступени близ Бобруйска, который сообщал русским данные о находившихся в Приберезинском крае французских войсках. Перед отступлением враги узнали о его деятельности, арестовали и до смерти пытали.
В послевоенное время местная еврейская община увеличилась и стала одной из самых уважаемых в России. Любопытно, что материальное положение большинства евреев города зависело от Бобруйской крепости. Более 5000 солдат и офицеров постоянно или периодически проживали в домах бобруйчан. Кроме того, в городе поселилось множество чиновников и мастеровых, которых необходимо было обслуживать. Пребывание русскоговорящих солдат в еврейско-белорусско-польском центре привело к тому, что жители постепенно стали использовать «великий и могучий».
В 1847 году в Бобруйске жили без малого 5000 евреев, в 1861-м – почти 9000, в 1910-м – около 26 тысяч. Большинство из них были заняты торговлей (87 процентов всех купцов). В XIX веке в 40 синагогах города всегда было многолюдно. Сигнал о начале Субботы подавали гудком с еврейской фабрики.
– Татьяна Федоровна, а не могли бы вы рассказать о знаковых бобруйских евреях тех времен?
– Символом для всех евреев Бобруйска в конце XIX в. был духовный глава общины Мордехай Цви Манби. Около 50 лет он в основном сидел в своем доме, который богач Рабинович построил ему около синагоги, и занимался изучением Торы. Временами он ходил по городу и собирал милостыню для бедных людей. Но при этом шел по улицам с завязанными глазами, чтобы не смотреть на женщин, за что его прозвали Слепой магид (проповедник). Его авторитет среди евреев города был огромным.
Нельзя не вспомнить и о главвраче еврейской общинной больницы надворном советнике Исидоре Фейертаге. Он лечил не только евреев, за что в народе его называли Великодушным доктором. Был остер на язык. Однажды, встретив в синагоге богатого лесоторговца, сказал ему: «Вы очень больны. Вам необходима срочная операция». «Но у меня же ничего не болит», – удивился тот. «Не спорьте, – настаивал Исидор Самойлович. – У вас сильно сжат кулак. Необходимо его открыть, чтобы рука помогла вашему брату». Родственник лесоторговца жил в нищете, а и не думал помочь ему. Замечание уважаемого доктора было для скупца как удар хлыста. В тот же день, по преданию, богач навестил брата…
Еще одна легенда связана с болезнью самого Фейертага. Его дом находился на шумной улице (в народе ее, между прочим, называли Фейертаговской), по которой из города в артиллерийскую часть подкованные лошади перевозили тяжелые пушки – грохот стоял на всю округу. По приказу командира части, когда врач лежал больным, солдаты рубили еловые ветки и застилали ими улицу, чтобы не тревожить доктора. Умер 70-летний Исидор Фейертаг в 1912 году. В последний путь его провожал весь город и даже генерал-губернатор пожаловал из Минска.
– Безусловно, доктор Фейертаг был одним из лучших представителей своей эпохи… А много ли в Бобруйске в то время было образованных евреев?
– В XIX в. торговцы, служащие, предприниматели должны были знать светские науки. Весной 1853 года в городе была открыта первая подобная школа с русским инспектором. Еврейская община отнеслась к ней отрицательно – ни один из уважаемых жителей города не стал ее попечителем. В 1863 году Бобруйск посетил известный просветитель Иегуда-Лейб Гермайзе. Позже он написал: «В Бобруйске ненавидят просвещение. Там еще не открыли глаза и находятся на десять ступеней ниже Минска». Однако со временем отношение к образованию менялось: в городе одно за другим стали открываться учебные заведения для еврейских детей, куда те поступали после хедера. Уже в 1880 году журнал «Рассвет» писал о Бобруйске: «Консерваторы, которые раньше смотрели на школы, как на несчастье, сейчас сами отправляют туда детей учиться». В 1890-е гг. открылось еврейское женское начальное училище, в положении о котором говорилось, что это учебное заведение «имеет целью дать бесприютным сиротам и бедным девочкам всех сословий еврейской веры возможность приобретать вместе с общим начальным образованием и практические познания в ремеслах белошвейном, портняжном и других». Сиротам предоставлялось общежитие. Все воспитанницы обеспечивались питанием и одеждой.
– Доброе дело, ничего не скажешь!
– Благотворительность – это вообще отдельная тема для евреев Бобруйска. Деятельность всех благотворительных организаций концентрировалась вокруг Общества помощи больным евреям. Точная дата его создания неизвестна, но известно, что его членами были самые уважаемые горожане. В 1863 году общество во главе с Марголиным построило больницу для бедных евреев. Спустя пару десятилетий было основано общество взаимопомощи, где евреям-беднякам давались ссуды под залог либо поручительство состоятельных граждан. Тогда же распахнул двери дом для бедных. Была в нашем городе и благотворительная столовая, где за мизерную плату могли питаться малоимущие евреи. Некоторые люди давали милостыню продуктами или дровами. На поприще благотворительности особо отличился Хаим Рабинович: накануне Субботы к нему домой приходили бедняки не только из города, но из окрестных деревень.
– Как встретил еврейский Бобруйск приход XX века?
– В начале столетия евреи составляли более 60 процентов населения города. В первые десятилетия XX века Бобруйск был известен среди евреев России как крупнейший издательский центр. В городе существовало несколько типографий, издававших книги на еврейском и русском языках. Самая крупная принадлежала купцу Гиллеру Фридлянду. О большом уважении к книге свидетельствует и факт создания в городе еврейской народной библиотеки. В 1910 году она была в числе четырех крупнейших еврейских библиотек России, ее фонд насчитывал свыше 7000 книг, в том числе на идише. В начале века в городе действовали более 40 синагог.
– Про дальнейшие потрясения и говорить страшно. О том Бобруйске и его еврейских уроженцах можно прочесть у Севелы, Шульмана, Рабкина, Уфлянд и других. Однако сегодня – что лукавить – Бобруйск уже не тот еврейский город. Даже синагога здесь функционирует одна-единственная…
– В 1944 году, когда Бобруйск был освобожден от фашистов, в нем вообще не было синагоги. Тогда евреи обратились к руководству города с просьбой о строительстве хотя бы одной. «Наверху» дали положительный ответ, и на средства неравнодушных бобруйчан была восстановлена одна из разрушенных синагог в центре города. Но просуществовала она недолго – вскоре там поместили архив…
Есть надежда, что в нынешнем юбилейном для евреев Бобруйска году их ждут положительные изменения. Ведь задумок по восстановлению былого величия у местной еврейской общины хватает. Так, по словам ее председателя Олега Красного, у стен синагоги XIX века, которая действовала до 1920 года, планируется реализовать проект «Старая синагога – исторический музей». Возможно, здесь возникнет не только музей, но и новое место для встреч бобруйских евреев. В любом случае, мазл тов, Бобруйск!
Ольга СМОЛЯКОВА, isrageo.com