Замечали ли вы, что города – как люди? Один нам неприятен, второй – любопытен, а в третьего влюбляешься с первого взгляда… Бобруйск для меня – этакий старичок-еврей с плутоватым прищуром, знающий уйму занятных историй и иногда милостиво делящийся ими. А еще хлебосольный дедушка обожает праздники: в прошлом году, например, отмечал 630-летие, в этом тоже готовится к символической дате. Пятьсот десять лет назад, в 1508 г. – появилось первое упоминание о здешних евреях. И вот уже долгое время Бобруйск гласно и негласно считается именно еврейским городом, даже больше – еврейской столицей Беларуси (хотя сегодняшний евреи составляют лишь 1,6% горожан). В любом случае, заглянуть в историю местного еврейства повод есть. А поможет нам в этом бобруйчанка Татьяна Голубева, перу которой принадлежит немало трудов на данную тему.
– Когда появились первые сведения о евреях – жителях Бобруйска, ни о какой «еврейской столице» не было и речи, – рассказывает Татьяна Федоровна. – В городе жило несколько еврейских семей, приглашенных крупными помещиками для занятий торговлей и ремеслом. Лишь в конце XVII в. здесь возникла еврейская община. В 1766 г. в городе насчитывалось 395 евреев. Они жили обособленно, имели свой суд, самоуправление, школы, платили в казну подушный налог. В 1793 г., после второго раздела Речи Посполитой, когда Бобруйск был присоединен к Российской империи, евреев сразу же обложили двойным налогом, а желавшие покинуть город должны были откупаться в троекратном размере. 3 мая 1795 г. Бобруйск стал уездным городом, а уже через год была введена черта оседлости, за пределами которой богоизбранному народу, как известно, проживать не разрешалось.
– Да уж, несладкая доля…
– Более или менее спокойная жизнь началась для бобруйских евреев после войны с Наполеоном. Они, кстати, поддерживали русскую армию и холодно относились к французам. Существует легенда о Нисоне Кацнельсоне – арендаторе из деревни Ступени близ Бобруйска, который сообщал русским данные о находившихся в Приберезинском крае французских войсках. Перед отступлением враги узнали о его деятельности, арестовали и до смерти пытали.
В послевоенное время местная еврейская община увеличилась и стала одной из самых уважаемых в России. Любопытно, что материальное положение большинства евреев города зависело от Бобруйской крепости. Более 5000 солдат и офицеров постоянно или периодически проживали в домах бобруйчан. Кроме того, в городе поселилось множество чиновников и мастеровых, которых необходимо было обслуживать. Пребывание русскоговорящих солдат в еврейско-белорусско-польском центре привело к тому, что жители постепенно стали использовать «великий и могучий».
В 1847 г. в Бобруйске жили без малого 5000 евреев, в 1861-м – почти 9000, в 1910-м – около 26 тыс. Большинство из них были заняты торговлей (87% всех купцов). В XIX в. в 40 синагогах города всегда было многолюдно. Сигнал о начале Субботы подавали гудком с еврейской фабрики.
Ольга СМОЛЯКОВА
P.S. Полностью эту статью вы можете прочесть в печатном или электронном выпуске газеты «Еврейская панорама» (ФРГ).
Похожие статьи
Оставить комментарий