Документальный фильм, снятый в 1929 году, показывает тогдашнюю городскую жизнь. Уникальные кадры сделал слонимский эмигрант Соломон Шенберг-Левади, когда вернулся на родину из Палестины, куда выехал в конце XIX века. Сейчас фильм в Слоним привез житель Нью-Йорка Симон Левингер.
Симон является членом диаспоры слонимских хасидов — еврейского движения, известного во всем мире. Самые большие диаспоры слонимских хасидов проживают в Израиле, Нью-Йорке, Бельгии и Великобритании. Всего в мире их насчитывается около 7 тысяч человек.
Симон несколько раз приезжал в Слоним, чтобы разыскать следы основателя диаспоры раввина Авраама Вайнберга. В один из приездов он нашел место, где стоял дом религиозного деятеля. Сейчас здесь проводят раскопки.
По словам Симона Левингера, на территории Слонима расположены три еврейских кладбища. Одно из них находится в районе «Бермуд». Именно здесь в конце XIX века проживал Авраам Вайнберг. Благодаря аэроснимкам военного времени, воспоминаниям и работам краеведов, хасиды смогли точно установить местоположение бывшего дома раввина Авраама Вайнберга. Проводимые раскопки это подтвердили. Были найдены фундамент дома, три захоронения, медные монеты XIX столетия, а также фрагменты человеческих костей.
Как рассказал «Слонімскаму весніку» Симон Левингер, согласно иудаизму жизнь человека начинается после его смерти, и это является главной причиной, по которой диаспора слонимских хасидов проводит раскопки в Слониме.
— Мы верим, что в годовщину своей смерти душа великого раввина, который при жизни стал легендой, посещает место своего успокоения. К нему приходили страждущие и просили помощи и благословения. Больным он даровал здоровье, ожидающим чуда — даровал чудо, — говорит Симон. — И сейчас, найдя место его захоронения, мы планируем установить здесь мемориальный знак, чтобы люди могли приезжать сюда как и прежде в надежде на помощь и чудо.
tut.by
P.S. Самую большую известность Слониму в середине XIX века принес раввин Авраам Вайнберг (1804 – 1883) – основатель местной хасидской династии цадиков. Его сочинения – «Хесед ле-Авраам» («Милость Аврааму») и «Йесод ха-авода» («Основа богослужения») не только помогали хасидам укрепиться в их вере во Всевышнего, но и свидетельствовали о разносторонней учености их автора, который, к слову сказать, до того как стать хасидом возглавлял знаменитую Слонимскую иешиву.