22 января 1898 года в Риге родился известный режиссер, гений кинематографа Сергей Эйзенштейн – автор ленты «Стачка», легендарного фильма «Броненосец Потемкин», удостоенной многих наград картины «Александр Невский» и других.
Всего в фильмографии Эйзенштейна – 23 работы, в некоторых из них он выступал и в качестве сценариста. Кроме этого, режиссер написал несколько работ по теории кинематографа.
Чем Сергей Эйзенштейн интересен нам? В 1920-м году режиссер, возвращаясь с фронта, ненадолго посетил Витебск.
Каким увидел наш город Сергей Михайлович?
«Странный провинциальный город. Как многие города Западного края – из красного кирпича. Закоптелого и унылого. Но этот город особенно странный. Здесь главные улицы покрыты белой краской по красным кирпичам. А по белому фону разбежались зеленые круги. Оранжевые квадраты. Синие прямоугольники. Это Витебск 1920 года. По кирпичным его стенам прошлась кисть Казимира Малевича. «Площади – наши палитры», – звучит с этих стен.
…Но наш воинский эшелон стоит в городе Витебске недолго. Наполнены котелки и чайники, и мы грохочем дальше. Перед глазами оранжевые круги, красные квадраты, зеленые трапеции мимолетного впечатления о городе…Супрематические конфетти, разбросанные по улицам ошарашенного города».
Где режиссер увидел такие яркие картины?
По адресу Канатная, 27 (современная – Димитрова) находилась Государственная художественно-декоративная мастерская, в которой была сосредоточена вся декоративно-плакатная работа по городу.
На 1 апреля 1920 года членами мастерской были 24 человека, в том числе Казимир Малевич, Вера Ермолаева, Нина Коган, Лазарь Лисицкий, Лазарь Хидекель, Юдель Пэн, Давид Якерсон.
Вероятно благодаря их деятельности провинциальный Витебск и казался гостям города таким удивительным.
Время не пощадило «супрематические конфетти» 1920-х годов, но их отголоски, по мнению профессора Татьяны Котович, мы и сегодня может видеть на улице Марка Шагала.
Саша МАЙ, фото автора, «Витебский курьер» (vkurier.by)