Киевский портной Яков Каплер в начале XX века отправлял свои изделия на международные выставки в Лондоне, Париже и Антверпене и получал за них золотые медали. Журналисты называли его магазин с новой офицерской формой и повседневной одеждой «лучшим в Киеве магазином платьев».
А ведь еще в средневековой Европе коллеги Каплера могли торговать только ношеной одеждой из-за существующих запретов. На деньги от продажи секонд-хенда жила большая часть еврейской общины — портными становились мужчины, женщины и даже дети.
Еврейский портной
В каждой еврейской общине был свой портной. Его можно было узнать по особому знаку — игле, воткнутой на видное место на жилете или рубахе. Мастер шил изделия с учетом религиозных правил, которые среди прочего запрещали сочетать шерстяные и льняные нити в одной вещи.
Популярность этой профессии среди евреев была огромной — благодаря ей появились такие фамилии, как Ткач, Портной, Алтгаузен, Кравец, Шнайдман, Гудзенко.
Ремесло в Европе
Цеховые гильдии в Европе требовали ограничить работу еврейских портных и разрешить им шить только свою национальную одежду. В Испании многие евреи работали бродячими портными, а в Италии мастера чинили ношенную одежду, а потом ее продавали. Такая торговля активно развивалась до начала XX века. Портные зачастую шили в помещениях с плохой вентиляцией и освещением, и в таких непригодных условиях у них часто развивались профессиональные болезни — от близорукости до серьезных заболеваний легких.
Семейный бизнес
В Чехии портняжное дело часто становилось семейным занятием. Портной Аврахам Мандель из города Простеева торговал ношенной одеждой и перешивал мундиры в повседневную одежду. Его сын Моше открыл свой магазин секонд-хенда, а в 1840 году стал торговать еще и новыми вещами. Сын Моше Меир Мандель в 1859 году открыл первую в Европе швейную фабрику.
Успешная деятельность еврейских портных часто вызывала негодование у их коллег по цеху. В обществе бытовало устойчивое мнение, что, несмотря на строгий запрет, некоторые евреи под видом починки старой одежды шьют и продают новые вещи.
Портные в Польше
В 1485 году городской совет Кракова разрешил «бедной еврейке ежедневно продавать самолично связанные шали и шарфы». Так вдовы и незамужние женщины стали прясть шали на продажу, и уже никто не скажет, делали они всю работу самостоятельно или им помогали отцы-братья-сыновья. Портные Литвы и Польши создали независимую еврейскую цеховую гильдию с собственным штандартом. В Варшаве в 1795 году 53 еврея работали портными, еще 74 человека занимались индивидуальным пошивом одежды, а 36 евреев торговали новой одеждой. В 1931 году почти каждый второй портной в Польше был евреем.
Глебовское подворье
В 1826 году на территории московского исторического района Зарядье появилось Глебовское подворье — тесные трущобы, в которых еврейские купцы могли останавливаться на легальных основаниях, несмотря на черту оседлости. Глебовское подворье постепенно разрослось и превратилось в целый еврейский квартал. На его территории было много мастерских, а в портняжное дело иногда становились даже дети лет с девяти. Они выполняли починочные и подсобные работы.
«Много было в Зарядье и ремесленников-евреев, большей частью они занимались портновским, шапочным и скорняжным ремеслом. Главное занятие скорняков-евреев состояло в том, что они ходили по портновским мастерским и скупали «шмуки». «Шмук» на языке мастеровых означал кусок меха или материи, который мастер выгадывал при шитье той или другой вещи. Чтобы получить «шмук», мастер поступал так: он смачивал слегка квасом и солью мех, растягивал его в разные стороны, отчего размер меха увеличивался, и мастер срезал излишек по краям узкими длинными полосками, которые и скупали скорняки-евреи; они сшивали полоски в целые пластинки и продавали их в меховые старьевские лавочки на Старой площади», — писал в книге «Утерянная Москва» Иван Белоусов.
Когда в 1891 году 30 тысяч еврейских семей выслали из Москвы, торговый квартал опустел. А в 1930-х годах были снесены и трущобы.
Наш секонд-хенд
Евреи занимались экспортом ношенной одежды из Вены на Ближний Восток и Балканы. Торговля одеждой секонд-хенд активно развивалась во Франции, но после Великой французской революции перестала быть такой прибыльной. После погромов в Восточной Европе в начале XX века уцелевшие евреи стали приезжать в Париж — новых портных и шляпников становилось все больше и больше, а оплата была минимальной.
«Шматес-бизнес»
Евреи стали торговать секонд-хендом в Англии в начале XVIII века. Когда численность британцев с еврейскими корнями в Лондоне увеличилась, руководство общин стало регулировать количество торговцев вразнос и обучать молодежь портняжному, шляпному и сапожному делу. Торговцы и портные развивали продажу ношенной одежды и производство новых вещей. Фирмы «Хайэм» и «И. Мозес энд сан» изготавливали новую одежду для бедного населения. В Манчестере евреи-иммигранты изобрели технику для изготовления водонепроницаемой ткани, а в Лондоне создали женский жакет.
Портные-англичане дорого брали за свою работу, тогда как еврейские мастера, приехавшие из Польши, Украины и Белоруссии, шили вручную и цены у них были невысокие. Старые вещи чинили, стирали, чистили, и они выглядели совсем как новые. Такой способ заработка денег чуть позже в США назовут «Шматес-бизнесом».
На Ист-Энде
Массовая эмиграция евреев из Российской империи в Англию началась в 1880-х годах. Они селились в Ист-Энде, делали мебель, шили одежду и обувь. Тяжелые условия труда стали причиной массовой забастовки еврейских портных в Лондоне в 1889 году. Портные, как и другие мастера — изготовители карандашей, шляп и бус, — принадлежали к низшему сословию. Средний класс занимался ювелирным делом или изготовлением часов, а самые состоятельные евреи-иммигранты торговали драгоценностями или работали биржевыми маклерами.
«Ярмарка Лохмотьев»
Портные и торговцы продавали ношеную одежду рабочим, потому что у тех не было денег на покупку новых вещей. А в еврейском секонд-хенде одежда была в хорошем состоянии — раньше ее носили состоятельные лондонцы. Эти вещи у них приобретали торговцы вразнос. Торговцы, которые также были евреями, плохо говорили по-английски, но все равно могли купить старую одежду, шляпы и куски ткани в районах Вестминстера и Сент Джеймса. Затем эти вещи привозили на территорию «Ярмарки Лохмотьев» — части еврейского гетто вблизи Тауэра. Там ношенную одежду стирали, латали и вновь продавали.
Алина ВОЗНАЯ, jewishnews.com.ua