* * *
24 ноября 1632 года в Амстердаме в семье преуспевающего купца-марана, вернувшегося к иудаизму, родился будущий великий философ Барух (Бенедикт) Спиноза.
Взгляды Спинозы привлекли внимание общинного руководства. Он подвергал среди прочего сомнению то, что Моисей был автором Пятикнижия, что Адам был первым человеком и что закон Моисея обладает превосходством над «естественным правом».
Когда философ отказался отречься от своих взглядов, на него наложили херем: членам еврейской общины было запрещено какое-либо общение с ним. Враждебное отношение побудило Спинозу написать апологию своих воззрений, которая, по-видимому, легла в основу написанного им позднее «Богословско-политического трактата».
Спиноза покинул Амстердам, изменил имя на Бенедикт (латинский эквивалент имени Барух), завязал знакомство с некоторыми протестантами и поселился в Рейнсбурге, где зарабатывал на жизнь шлифовкой линз.
Барух Спиноза написал на латыни «Принципы философии Рене Декарта» – единственную работу, вышедшую не анонимно. В этом труде подвергается критике философия Рене Декарта, оказавшей значительное влияние на мысль самого Спинозы.
В 1670 года Спинозой был анонимно напечатан «Богословско-политический трактат», содержащий критику религиозной идеи откровения и защиту интеллектуальной, религиозной и политической свободы. Это рационалистическое нападение на религию вызвало сенсацию. Книга была повсюду запрещена, поэтому продавалась с фальшивыми титульными листами. Из-за постоянных нападок Спиноза отказался от публикации «Трактата» на голландском языке. В пространном письме к одному из лидеров сефардской общины Амстердама Оробио де Кастро философ защищался от обвинений в атеизме.
В 1674 году философ завершил свой главный труд – «Этика». Попытка опубликовать его окончилась неудачей из-за давления со стороны протестантских теологов, утверждавших, что Спиноза отрицает бытие Божье. Отказавшись от публикации своего труда, он по-прежнему вел скромную жизнь, много писал, обсуждал философские вопросы с друзьями, в том числе с Готфридом Лейбницем, однако не пытался внушать кому-либо свои радикальные взгляды.
Спиноза был первым мыслителем нового времени, который не принадлежал к какой-либо церкви или секте. Он умер от чахотки в Гааге (Нидерланды) в 1677 году. «Этика» была опубликована впервые в книге «Посмертные произведения», куда вошли также неоконченный труд «Трактат об усовершенствовании человеческого разума», «Политический трактат» (завершенный незадолго до смерти автора), «Краткое изложение грамматики языка иврит» (не окончено) и избранные письма.
* * *
Политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум) родился в Константинополе в зажиточной еврейской семье в 1873 году.
Отец будущего лидера российских меньшевиков — Иосиф Александрович — служил в Русском обществе пароходства и торговли, работал корреспондентом «Петербургских ведомостей» и «Нового времени». Мать рано осталась сиротой и воспитывалась в католическом монастыре в Константинополе, вышла замуж сразу после выхода из монастыря. Турцию семья покинула в 1877 году в связи с русско-турецкой войной.
В 1891 году Юлий окончил Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию и поступил на естественное отделение Физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Уже в университете неоднократно арестовывался и ссылался.
На II съезде РСДРП, который был организован при большом участии Мартова, между ним и Лениным произошел раскол. Сторонников Ленина стали называть большевиками, а мартовцев — меньшевиками.
С 1907 года до Февральской революции в России (1917) Юлий Мартов находился в эмиграции. Не приняв Октябрьскую революцию, он долго находился в конфронтации с властями большевиков. В конце 1918 года Мартов все же пришел к выводу о необходимости принять «Советский строй как факт действительности», по-прежнему требуя его демократизации.
Будучи смертельно болен туберкулезом, Мартов в 1920 году эмигрировал в Германию.
Юлий Мартов умер в 1923 году в,Шёмберге. На кремации его тела присутствовал Максим Горький.
* * *
Советский и немецкий композитор Альфред Гарриевич Шнитке родился в немецко-еврейской семье в городе Энгельс в 1934 году.
Музыкальное образование для Альфреда Шнитке началось в 1946 году в Вене, Австрия, куда его отец был командирован после Великой Отечественной войны корреспондентом и переводчиком газеты «Österreichische Zeitung». По возвращении в Москву, отец занимался переводами советской литературы на немецкий язык для издательства литературы на иностранных языках.
В 1958 году Шнитке окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Евгения Голубева, а затем и аспирантуру. Преподавал инструментовку и чтение партитур в Московской консерватории, сочинял музыку к фильмам. Шнитке — автор 4 опер, 3 балетов, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам.
В 1990 году Альфред Шнитке вместе с семьей переехал в Германию.
Композитор умер в 1998 году в Гамбурге (ФРГ). Похоронен в Москве.
* * *
24 ноября 1884 года в Полтаве родился второй президент Израиля Ицхак Бен-Цви (Шимшелевич).
Ицхак учился в хедере в Украине, затем в русской гимназии, короткое время посещал Киевский университет. В 1906 году Бен-Цви участвовал в учредительной конференции еврейской социал-демократической партии «Поалей Цион» в Полтаве. Полиция обнаружила в его доме склад оружия, предназначенного для еврейской самообороны; вся семья была арестована, отец Бен-Цви был сослан в Сибирь. Однако самому Ицхаку удалось бежать в Вильно.
В 1907 году Ицхак Бен-Цви поселился в Эрец Исраэль. В 1910 году он был в числе основателей социалистического журнала на иврите «Ахдут», который в 1915 году закрыли турецкие власти, а Бен-Цви вместе с Давидом Бен-Гурионом были арестованы и высланы из Палестины. Позднее они уехали в США, откуда в составе Еврейского легиона, который был частью британской армии, в 1918 году прибыли в Египет, а оттуда в качестве солдат легиона отправились в Эрец Исраэль.
Во время арабских беспорядков в Иерусалиме в 1920, 1921 и 1929 гг. Бен-Цви активно действовал в рядах Хаганы. Летом 1920 года он принимал участие во Всемирной конференции «Поалей Цион» в Вене, где произошел раскол, так как часть членов этого движения подпала под влияние русского большевизма. Бен-Цви сыграл важную роль в реорганизации движения на твердой сионистской платформе.
С момента создания в 1920 года Национального комитета — исполнительного органа Собрания депутатов евреев подмандатной Палестины Бен-Цви вначале являлся его членом, затем председателем и, наконец, президентом.
В 1952 году он был избран президентом Израиля. Будучи дважды переизбран (1957, 1962), оставался на этом посту до своей смерти, которая последовала в 1962 году в Тель-Авиве.
* * *
Использованы сайты isrageo.com и ru.wikipedia.org
Похожие статьи
Оставить комментарий